Доктор комаровский о том, что делать, если ребенок бьется головой о стены и пол

Ребенок злится

Когда ребенок злится, может ругать себя в душе или наносить удары. Почему и на что может злиться маленький человек?

Так он может реагировать на недостаток внимания родителей, например, когда в семье родился второй ребенок, внимания первому стало не доставать. Ему говорят: не трогай, не лезь, не мешай. Ребенок обижается на то, что ему не доверяют, но со временем на возникшее желание потрогать братика или сестренку будет сам себе внушать эти же слова и даже применять к себе физическую силу.

Агрессивная реакция на себя самого появляется у детей, которые растут в семье, где имеет место рукоприкладство, проявление морального насилия.  Психика ребенка формируется с учетом негативных проявлений, малыш начинает бить сначала себя, а потом других.

Злиться дети начинают в периоды возрастных кризисов: трех, семи лет. Усиленно доказывая миру значимость собственной личности и самостоятельность, ребята сталкиваются с непониманием, неприятием их нового статуса. Не в силах сдвинуть родительскую стену, ребенок проявляет злость и агрессию.

В каких случаях ребенок бьется головой об пол?

Иногда можно наблюдать ссору, во время которой ребенок бьется головой об пол. В некоторых случаях это является манипулированием. Ребенок просит игрушку в магазине, но получив несколько раз отказ, прибегает к используемому методу, который ранее безоговорочно срабатывал.

Упав на холодный глянцевый пол торгового центра, начинает истерику с попутными ударами лбом о плитку пола… Сердобольная мама, испытав сильный стыд и имея острое желание прекратить это «показательное выступление», идет навстречу и покупает требуемое. Метод проверен и будет проявляться так часто, как потребуется, до тех пор, пока будет работать.

Прекратить такое поведение может только откровенная беседа с правильно расставленными акцентами и разъяснениями деталей поведения, а также умение родителей своевременно переключать внимание ребенка. Биться головой об пол может ребенок, постоянно испытывающий чувство вины

Бессилие от того, что его постоянно ругают и обвиняют в чем-то, чего он не делал или не осознает, заставляет его любыми путями обращать на себя внимание. Иногда малыш не видит других действенных способов, которые бы обратили на него внимание, чем удары головой об пол

Биться головой об пол может ребенок, постоянно испытывающий чувство вины

Бессилие от того, что его постоянно ругают и обвиняют в чем-то, чего он не делал или не осознает, заставляет его любыми путями обращать на себя внимание. Иногда малыш не видит других действенных способов, которые бы обратили на него внимание, чем удары головой об пол

Еще одна причина, по которой ребенок может биться головой об пол может крыться в психическом заболевании. Проявляется такое поведение всегда само по себе, например, ребенок сидит на полу, спокойно играет с игрушками. Он весел и спокоен. Вдруг вы замечаете, что он падает на пол,  начинает стучать лбом об пол, не издавая при этом криков от боли и плача. После нескольких ударов малыш поднимается с пола и продолжает игру. В этом случае следует опять-таки поговорить с ребенком о том, что заставляет его делать так, если ответ последует невразумительный, обращайтесь к специалисту. Раннее выявление психических и нервных отклонений помогает предотвратить развитие серьезных заболеваний и их осложнений.

Возможные травмы

Несколько возможных травм могут возникнуть в результате падения, в том числе:

Сотрясение

Врач должен оценить травмы головы при сотрясении мозга.

Сотрясение представляет собой тип травмы головы, что обычно происходит, когда удар по голове заставляет мозг получать толчок внутри черепа. Трудно обнаружить сотрясение мозга у малыша, потому что они не могут описать свои симптомы.

Признаки сотрясения мозга у младенца включают:

  • потеря сознания
  • безутешный плач
  • рвота
  • избыточная сонливость
  • длительные периоды тишины
  • отказ от еды
  • временная потеря недавно приобретенных навыков
  • раздражительность

Повреждения мягких тканей.

Скальп — это кожа, покрывающая голову, и она содержит много мелких кровеносных сосудов. Даже незначительный разрез или травма могут обильно кровоточить, поэтому повреждение может выглядеть более серьезным, чем есть.

Иногда, внутренняя гематома под скальпом может привести к отеку на голове ребенка, что может длиться несколько дней.

Перелом черепа

Череп — это кость, которая окружает мозг. Возможен перелом черепа, при падении с высокого места.

Младенцы с переломом черепа могут иметь:

  • вдавленная область на голове
  • прозрачная жидкость, вытекающая из глаз или ушей
  • синяки вокруг глаз или ушей

Немедленно отведите ребенка в отделение скорой помощи, если у него есть какие-либо из этих признаков.

Мозг — это тонкая структура, которая содержит много кровеносных сосудов, нервов и других внутренних тканей. Падение может повредить эти структуры, иногда сильно.

У родителей мощная интуиция

Если что-то кажется неправильным с ребенком, важно понять это, чтобы обратиться к врачу. Всегда лучше быть в безопасности и следить за тем, чтобы не было серьезных травм

Вторичная выгода

Здесь, как и с некоторыми болезнями в детском возрасте, ищем, в чем выгода: освободиться от школы и снизить уровень напряжения, пропустить ближайшую контрольную, получить внимание родных и близких, почувствовать себя «героем», помирить папу с мамой. Спокойное отношение к ранению, умеренное внимание, сохранение обязанностей и уровня нагрузки помогут остановить порочный круг

Спокойное отношение не означает равнодушия к событию. Просто нужно меньше поощрять в ребенке такое поведение фразами в духе «ты герой». Раздражение и критика в некоторых случаях тоже выступает как поощрение

Спокойное отношение к ранению, умеренное внимание, сохранение обязанностей и уровня нагрузки помогут остановить порочный круг. Спокойное отношение не означает равнодушия к событию

Просто нужно меньше поощрять в ребенке такое поведение фразами в духе «ты герой». Раздражение и критика в некоторых случаях тоже выступает как поощрение.

Обратите внимание, может нагрузка и впрямь высока. Если ребенок жалуется на количество кружков и ходит с потухшим взглядом, снизьте нагрузку — для него это явный перебор

Частые травмы у спортсмена, который активно готовится к соревнованиям, сигнализируют о переутомлении и истощении — тренер дает ему передохнуть.

Каковы причины возникновения тиков? Правда, что это реакция на испуг?

Чаще выявляются причины наследственного характера, когда в семье есть тики, у папы или у мамы.  На фоне такой повышенной готовности триггером – пусковым механизмом тика —  может выступить испуг, стресс.  Провоцировать их появление могут трудности в школе,  длительные нагрузки, эмоциональное напряжение,  которые накапливаются.  Например, проблемы в отношениях  с воспитательницей или детьми в детском саду — это тоже хронический стресс для малыша. Нередко на фоне имеющейся предрасположенности тики развиваются после перенесенного инфекционного заболевания — ОРВИ.  Иногда тик начинается без очевидных причин, как бы на ровном месте.  Чаще страдают тиками мальчики.

Точного механизма развития тика пока не установлено. Одна из гипотез – нарушение обмена нейромедиаторов – веществ, передающих информацию от одной  нервной клетки к другой. Из-за этого нарушается слаженная работа некоторых подкорковых образований головного мозга, которые отвечают за возникновение насильственных движений.

Телесная память травмы

Тело запоминает опыт, в том числе и травматический. Если один раз подвернул ногу, в схожих ситуациях это может повторяться снова и снова.

Память травмы встречается в сознательном возрасте — с 10–11 лет — и связана с развитием произвольного поведения, рефлексии. Что же делать, если ребенок часто падает и получает травму в одной и той же ситуации — катаясь на велосипеде, играя или занимаясь спортом, а может и просто при ходьбе?

В основе лежат психологические и функциональные факторы: сомнение в себе и неправильно сделанное движение. Неверное движение, которое привело к травме, легко закрепляется, потому что эмоционально насыщенно. Ожидание повторной ошибки, неуверенность, напряжение приводят к этой самой ошибке.

В истории с подростком на велосипеде велика вероятность именно этого случая — он не первый раз ломает ногу, когда пытается сделать трюк.

Привычная травма может возникнуть и без трюков (ребенок все время подворачивает ногу при ходьбе). Проблема исчезает с ростом уверенности в себе. Приобретение самостоятельности и личных опор, успехов в жизни меняет походку, делает ее более упругой и крепкой.

Мышцы, которые постоянно травмируются, можно укрепить упражнениями. Можете делать это самостоятельно, но лучше взять несколько занятий с тренером, который пошагово исправит ошибки, подскажет, как правильно двигаться. Это особенно актуально для спортивных и околоспортивных занятий: паркур, катание на коньках, трюки на велосипеде.

Психолог поможет справиться со страхом и неуверенностью, с «неясным чувством» травмы, поможет завершить «гештальт»: закончить действие, которое хотелось совершить в момент первого опыта получения травмы.

Как поступить?

Евгений Комаровский призывает родителей быть благоразумными и не позволять собой манипулировать.

Если ребенок падает, бьет себя по голове, кусает руки, то взрослым нужно хорошо понимать, что все это делается исключительно для них.

Ею дети перестают пользоваться тогда, когда видят, что ни на одного взрослого члена семьи их выходки не трогают и не интересуют, что результата добиться не получится.

Евгений Комаровский утверждает, что это будет поначалу непросто, но родители должны сохранять ледяное спокойствие.

Если у родителей закралась мысль, что с ребенком что-то все-таки не так, никто не мешает показать его педиатру, неврологу, психологу, психиатру. И если эти специалисты не выявят серьезных психических отклонений и поражений центральной нервной системы, то можно расслабиться и приступить к педагогической ликвидации истерик как таковых.

Истерят все по-разному. Если у родителей есть опасения, что ребенок может повредить себе лицо, голову, конечности, то лучше всего предложить ему подушку, мягкие пуфики. С такими приспособлениями и биться будет сподручнее, и синяков будет меньше.

Если ребенок не только стучится головой, но и задыхается, у него перехватывает дыхание, родители также не должны паниковать. Такое происходит в том случае, если ребенок в плаче резко выдыхает из легких весь резервный объем воздуха.

Причины гиперкинеза у детей

Ключевые причины гиперкинеза у детей аналогичны этиологии гиперкинезов у взрослых. Данная патология является следствием:

  • нарушения функций мотонейронных центров экстрапирамидной двигательной системы, расположенных в ретикулярной формации ствола головного мозга;
  • поражения глубинных нейронных ядер (базальных ганглиев) подкорки головного мозга и нарушений их координации со спинным мозгом;
  • поражений белого вещества мозга;
  • мозжечковой или спиномозжечковой атрофии;
  • расстройства латеральной двигательной системы ствола мозга, передающей импульсы от мотонейронов к мышечным нервным рецепторам;
  • дисбаланса синтеза ответственных за коммуникации между нервными клетками ЦНС нейротрансмиттеров: ацетилхолина, гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК), дофамина, серотонина, норадреналина и др.
  • повреждения миелиновой оболочки нервных волокон, приводящие к нарушению нейросинаптической передачи.

Эти процессы могут возникать из-за поражений сосудистой системы головного мозга или компрессионного воздействия на его отдельные структуры при родовых травмах, церебральной гипоксии или гемолитической желтухе новорожденных; внутриутробных патологий мозга (ДЦП, адренолейкодистрофии); воспалений при энцефалите или менингите; системных аутоиммунных патологий (ревматизма, системной красной волчанки, тромботической васкулопатии); черепно-мозговых травм; интоксикации, а также развития опухолей головного мозга.

Среди неизлечимых генетических мутаций, вызывающих гиперкинезы у детей, неврологи обращают внимание на проявляющийся в возрасте 4-10 лет синдром Шильдера-Аддисона детскую церебральную адренолейкодистрофию. Механизм развития этого заболевания связан с нарушением функций клеточных органелл пероксисом, которые перестают окислять токсичные для белого вещества мозга жирные кислоты с длинной цепью (VLCFA), а также прекращают синтезировать плазмоген основной фосфолипид миелина

И это вызывает глубокие нарушения нервных клеток не только головного, но и спинного мозга.

Лечение с помощью психолога

Если самостоятельно с проблемой справиться не получается или малышу уже больше трёх лет, а поведение не меняется, то следует обратиться за помощью психолога. Он не только поможет найти причины, но и при необходимости назначит подходящее лечение.

Методы лечения:

Если ребёнок хорошо себя чувствует

, развитие соответствует всем нормам, то с течением времени привычка исчезнет. Однако если после трёх лет она сохранилась, следует обратиться за консультацией к детскому неврологу.

Помните, даже если ваш малыш перерос привычку бить себя по голове, нельзя забывать о том, что она была у него. Научите его правильно вести себя в стрессовых ситуациях, преодолевать чувства вины и обиды, справляться с трудностями. Тогда ваш малыш вырастет здоровой личностью, с устойчивым характером и умением вести себя в разных жизненных ситуациях.

Вопрос от Гульнары, г. Красноуфимск:

Отвечает Татьяна Сосновская, педагог, психолог:

Здравствуйте, Гульнара!

Вы совершенно правы, что перестали применять физические наказания к своему ребенку. Современных детей необходимо воспитывать современными методами, обязательно учитывая их природные особенности, желания и возможности. , это имеет крайне негативные последствия. Но что делать, когда ребенок сам себя бьет? Почему так происходит? Давайте попробуем разобраться в этом вопросе с помощью Системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Для каждого ребенка родительское битье это стресс. Но разные дети на этот стресс реагируют по-разному. Острее всего чувствует боль от физических наказаний ребенок с кожным вектором, его тонкая нежная кожа не выдерживает такого жесткого воздействия. При систематических наказаниях для адаптации стресса и чтобы погасить боль гибкая психика кожного ребенка начинает вырабатывать естественные опиаты. Происходит парадоксальная реакция: после боли становится приятно! Постепенно человек начинает получать подсознательное удовольствие, когда ему плохо и больно. Так складывается механизм формирования так называемого мазохистского сценария в кожном векторе и кроется причина, почему ребенок сам себя бьет.

Некоторые родители и воспитатели даже отмечают тенденцию: такие дети как бы специально провоцируют взрослых, «нарываются» на наказание: сознательно нарушают правила, не слушаются, хулиганят. Подобное поведение поначалу можно спутать с независимым поведением ребенка с уретральным вектором, но они в корне отличаются. Уретральнику просто плевать на запреты, он менее других от природы нуждается в опеке родителей.

Когда ребенок бьет сам себя, он, вроде как наказывая себя, получает свое искаженное маленькое удовольствие через инициацию кожи болью. Пока ребенок не вырос, его психика развивается, поэтому все еще можно исправить!

Есть дети, которые сами бьют себя по голове или довольно сильно стучатся головой об стену. Эти проявления можно наблюдать у детей довольно раннего возраста, уже до года. Причина такого поведения иная – это серьезный симптом начинающегося неблагополучия в развитии звукового вектора . Это тема нашей следующей статьи.

Если подобная аутоагрессия это звуковое, то для мальчиков с кожно-зрительной связкой векторов может быть свойственна жертвенность — сам себя ударю. Именно такие дети становятся изгоями в школе, которых все клюют и задирают

И здесь кроме кожного очень важно понимание состояния зрительного вектора, его правильное развитие. Ребенок с анальным вектором, очень зависимый от мамы, ее мнения, послушный и ведомый, может сам себя бить, желая угодить маме. «Сделаю все, как ты хочешь, даже накажу себя сам, только люби меня.»

«Сделаю все, как ты хочешь, даже накажу себя сам, только люби меня.»

То есть одно и то же поведение ребенка может быть продиктовано разными внутренними состояниями и их причинами. Разобраться в них можно, хорошо понимая психику ребенка. Этому вы можете научиться на полном тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. А в этой статье мы чуть подробнее остановимся на одном из возможных аспектов — особенностях реакций кожного вектора.

Попытка манипуляции

Каждый родитель должен помнить о том, что рано или поздно ребенок начинает проверять своих родителей на прочность и наблюдать за их поведением. Самый непростой возраст в таком случае от 1 года до 3 лет. Ребенок может начать биться головой о твердые поверхности с целью добиться чего-либо. Не желает есть суп? Хочет поиграть с ножами, а мама не дает? Папа не покупает понравившуюся игрушку? Все это может послужить причиной того, что ребенок начинает странно себя вести и стремится причинить себе вред.

Некоторые дети перед тем как начать «самонаказание», пытаются напугать родителей предупреждением о том, что сейчас будут кричать и биться головой.

Что делать в такой ситуации? Самое главное правило – не поддаваться на провокацию. Вы не должны идти на поводу у ребенка, иначе привычка стучаться головой о твердые предметы останется у него до тех пор, пока вы не отучите от этого своеобразного метода манипуляции.

Что делать если ребенок бьется головой?

Вот несколько советов, к которым ты можешь обратиться, чтобы отучить ребенка биться головой:

Уделяй малышу внимание, но не тогда, когда он бьется головой. Убедись, что ты уделяешь своему чаду достаточно внимания, в то время, когда он не практикует удары головой

Однако если он пытается привлечь твое внимание, нанося себе ущерб, постарайся не придавать этому значение. Если же ты не можешь игнорировать подобное поведение ребенка, воздержись от критики и ни в коем случае не наказывай малыша, поскольку он еще слишком мал, чтобы понимать всю ситуацию, а твое негодование может только усугубить ситуацию.

Защити свою кроху от травм. Если она любит раскачиваться в своей кроватке, ударяясь о ее бортики головой, время от времени проверяй все шурупики и винтики, чтобы убедиться в целостности. Воздержись от желания обложить края кроватки подушками, дабы сделать их более мягкими и не травмаопасными, поскольку это может стать причиной СВДС. Если же ты все равно намерена это сделать, убедись что накладки на бортики (подушки, одеяла, покрывала) тонкие, не мягкие и надежно привязаны к перилам, чтобы избежать удушья.

Старайся не паниковать. Твое чадо может получить несколько синяков и набить пару шишек из-за своей привычки, однако он вряд ли сможет удариться с такой силой, что нанесет себе серьезную травму головы. Малыш знает свой порог боли и если превысит его, то на время прекратит «увлекательное» занятие.

Развивай чувство ритма другими способами. Твоему карапузу может нравиться ритм, который он задает, ударяясь головой обо что-то. Поэтому помоги ему найти другое, менее радикальное занятие, способное развивать любовь к ритму. Специалисты рекомендуют попробовать маршировать, барабанить или хлопать в ладоши с ребенком под музыку. Ты также можешь установить в его комнате метроном, чтобы он чувствовал себя комфортно, слыша одинаковый ритм. Кроме того, делать так, чтобы каждый день был насыщенным для карапуза и у него не оставалось энергии на удары головой.

Проводи расслабляющие ритуалы перед сном. Если твой младенец бьется головой, чтобы «расслабиться»после напряженного дня, попробуй каждый вечер проводить расслабляющие ритуалы: теплая ванна, легкий массаж, укачивание на руках, пение колыбельных песен или прослушивание спокойной музыки. Все это поможет младенцу расслабиться и потребность в самоуспокоении исчезнет.

Заключение

15% всех детей обладают привычкой биться головой обо все, что видят — стену, пол, кроватку, диван, стенку, подушку и др. Но описанная привычка безопасна – так дети успокаивают себя перед сном, отвлекаются от боли или проявляют недовольство. Понять, почему ребенок бьется головой, можно с помощью наблюдения. Если малыш не травмируется, осмотр педиатра будет лишним. В 2 года или позже карапуз забудет о привычке биться головой. Ты можешь помочь ему в этом, предложив другие способы утешения – делай ему приятные купания перед сном, укачивай на руках, массажируй все тело и пой колыбельные

Внимание мамы и тактильный контакт творят чудеса!

Потеря сознания и сонливость

Прежде всего, стоит отметить: до 90% падений безопасно для детей. Эволюция предусмотрела тот факт, что в первые годы своей жизни ребенок будет «набивать шишки», а поэтому падение детский организм переносит легче, чем взрослый. Но есть и опасные признаки, которые указывают на то, что травмы не прошла бесследно.

Один из первых неприятных звоночков – это сонливость. Если после ушиба веселого и активного малыша начало внезапно клонить в сон, это может говорить о травме или сотрясении. 

Обычно сонливость сопровождается другими признаками травмы. Если же ребенок набегался, наплакался и устал, то переживать не стоит.

А вот с потерей сознания не все так просто. 

Если малыш отключился даже на несколько секунд после падения, необходимо сразу же обратиться к врачу. А если ребенок не приходит в сознание дольше пары минут, нужно вызывать скорую помощь. 

Почему ребенок начинает биться головой об пол в 1,5 −2 года

Причина всего — это рывок в развитии. Детская психология связывает такое поведение с кризисом 3-х лет. Периодом, когда ребенок переживет множество психологических и физиологических изменений:

  1. Меняются пропорции тела.
  2. Приходит осознание своего «Я».
  3. Попытки отстоять свои желания и границы.

Психологически ребенок уже ощущает себя наравне со взрослыми, но это не так, ведь он еще не может:

  • регулировать бушующие эмоции;
  • полноценно изъявлять желания;
  • анализировать ситуацию.

Важно! Кризис 3-х лет не обязательно наступает именно в этом возрасте. Он может настигнуть ребенка и в полтора, и в 2 года, а, может, наоборот, прийти с опозданием — в 4 года

Что происходит?

Когда ребенок катается по полу и стучится головой и всем, чем попало о стены или пол, родители невольно думают, что с ним что-то не так. Но доктор Комаровский успокаивает – это проявление обычной детской истерики.

Психические заболевания, которые сопровождаются такими действиями пациента, редки, и о них не стоит думать, если все время малыш ведет вполне вменяемый образ жизни, он адекватен, но эпизодически с ним случаются такие происшествия.

Причин для того, чтобы закатить родителям истерику, у ребенка обычно бывает много. Это и невозможность в силу возраста рассказать словами о том, что хочется или о том, что беспокоит, и неправильный режим дня, в результате которого кроха заметно утомляется к вечеру и просто не может как-то иначе справиться со своими эмоциональными «качелями», и обычная педагогическая запущенность.

Истерика у годовалого ребенка и малыша младше почти всегда связана с некими нарушениями в его самочувствии, поскольку такие дети еще не умеют. Но уже в полтора-два года такое поведение превращается в отличный инструмент достижения желаемого.

Как происходит обследование и лечение тика у детей?

Лечением тика занимаются детские неврологи, а в некоторых случаях и психиатры. Это касается тяжёлых тиков,  причины которых лежат в плоскости пограничной психиатрической патологии.

Но всё же начинать обследование и лечение  детей с тиками нужно с консультации детского невролога.  Поскольку любые навязчивые движения могут быть проявлением не только тиков, но и различных других неврологических заболеваний, связанных с поражением некоторых отделов головного мозга, отвечающих за двигательную активность.

Диагностика.

Врач подробно расспросит ребёнка и его родителей, оценит неврологический статус. Порой данных анамнеза и неврологического осмотра оказывается достаточно для постановки диагноза. Но если у  врача возникнут какие-то вопросы,  он назначит дополнительные исследования – электроэнцефалографию, магнитно-резонансную томографию.

Лечение.

В зависимости от выраженности и характера тиков, результатов диагностики, невролог назначает лечение, в первую очередь, медикаментозное.  Подбор препаратов  осуществляет врач, исходя из индивидуальной ситуации каждого пациента. Лечение детских тиков — это довольно длительный процесс. Даже если симптомы ушли быстро, нужно провести полный курс терапии.  Это может быть месяц, может быть три, может быть год.

Врач даст рекомендации по режиму, в том числе сна и отдыха, по организации досуга ребёнка, посоветует, какими видами спорта ему лучше заниматься

Это всё важно для успешности лечения

Ребёнок должен оставаться под наблюдением невролога достаточно долго. Поскольку есть период ремиссии – временного выздоровления, когда симптомы уходят. Но ремиссия может сменяться временными обострениями, когда тики возвращаются, и это требует назначения или коррекции терапии.

Стоит ли надеяться, что тик пройдёт сам?

Это бывает иногда в лёгких случаях тиков.  Если у ребёнка отмечаются какие-то единичные тики —  пару раз моргнул или шмыгнул носом, это не повод проводить массивную терапию, стремясь достичь полного прекращения всех проявлений. Если тики мешают жить, мешают учиться, нужно  лечить. Если это редкие остаточные  единичные проявления, лечение может быть минимальным, или вовсе не требуется. 

Доверьте принятие решения о необходимости лечения детскому неврологу, который учтёт особенности каждого конкретного пациента.

Насколько эффективно лечение тиков?

Бывает по-разному. Изредка встречаются тяжёлые устойчивые формы тиков, требующие применения  сильных препаратов.  Чаще  чередуются периоды ремиссии (выздоровления)  и обострения тиков. Держать ситуацию под контролем которые помогает детский невролог.  Порой дети перерастают болезнь, их нервная система созревает, и тики становятся редкими или вовсе уходят.

Большое спасибо за интервью, Елена Борисовна!

Самонаказание и чувство вины

Дети чувствуют себя виноватыми за проступки, которые остались безнаказанными. Если ребенок часто падает и ударяется головой — это иногда выступает как самонаказание. Происходит это не специально. Скорее ребенок (или даже взрослый) настолько сильно переживает, что становится невнимательным, плюс чувство стыда делает тело неповоротливым и неловким.

Вина может быть очевидной — ребенок устроил пожар. Такие события оставляют глубокий след в душе, а наказание помогает справиться с виной. Иногда с ребенком нужно проговорить, почему нет наказания (случившееся может выглядеть значимым только в глазах ребенка).

Иногда у ребенка есть секрет (например, он солгал и считает ложь недопустимой). Если малыш слишком категорично и резко отмахивается от вас в каждом разговоре — «Я же сказал,что все нормально, отстань!» — пусть с ним поговорит человек, которого он не боится, кому он доверяет, или психолог.

В третьем случае причины вины не понятны самому ребенку. Он не осознает ее — чувствует себя виноватым, что он «недостаточно хороший». Возможно, ребенка часто стыдят или критикуют. Высокие стандарты поведения в семье, заданные самой ситуацией (все в семье «профессора», а он не тянет математику) или установками (единственно возможная оценка — это «5», хороший человек не ведет себя как поросенок), развивают у ребенка чувство несоответствия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector