Календарь кризисов ребенка до года и после: возрастные скачки развития (таблица)

Содержание:

Скачки развития ребенка до года

В первый год жизни малыши переживают 8 моторных и когнитивных скачков роста, в период которых они прикладывают много усилий для освоения новых навыков. Скачок в развитии длится 2-3 дня, но иногда и дольше. Многие детки в это время начинают чаще капризничать, становятся раздражительными, их настроение портится.

Сон ребенка в этот период тоже часто меняется.

Если у малыша есть навык самостоятельного засыпания, то сон может ухудшиться на несколько дней. Здесь не нужно делать ничего по-новому. Но если кроха не умеет засыпать сам, он будет переживать скачки роста сложнее и дольше. И тогда малышу требуется гораздо больше поддержки.

Давайте посмотрим, в какие недели происходят скачки роста, и что нам делать со сном на каждом этапе.

Кризис ребенка в 4 года

Во многом это «переходной» кризис между 3 и 5 годами жизни. Некоторые психологи называют этот кризис затянувшимся кризисом трех лет. К истерикам тут добавляется стремление к уединению и повышенный эгоизм.

Возникают детские истерики во многом из-за того, что ребенок чувствует недостаток внимания и желает больше общаться. Также детям надоедает проводить свой досуг одинаковым образом.

Таким образом, наилучший способ бороться с данным кризисом – разнообразить быт и развлечения малыша. Нужно найти ему много интересных и активных занятий, и чередовать их. Также важен психологический комфорт крохи: если он не может доверять родителям, то он и не расскажет, что его тревожит, а поведение при этом будет таким же плохим. Желательно приучить ребенка делиться своими переживаниями и вместе с родителями искать решения проблем.

Чрезмерная опека в этот кризис только навредит. Да, ребенку нужна ваша помощь в решении его проблем – именно помощь, а не единоличное решение за него. Перекладывать его повседневные дела на свои плечи тоже не нужно, развивайте самостоятельность.

Замедление темпов

Прошлогодний тренд на повышение стоимости квартир в новостройках сохранился в 2021-м, но темпы роста замедляются, свидетельствуют данные совместного исследования «Авито Недвижимости» и аналитического портала «Пульс продаж новостроек» (с документом ознакомились «Известия»). В годовом выражении (I квартал 2021 года к I кварталу 2020-го) средняя цена первичного жилья по стране поднялась на 26%. Но к IV кварталу прошлого года показатель увеличился только на 8%, до 107 тыс. рублей за «квадрат». По данным «Авито Недвижимости», в IV квартале 2020-го по сравнению с III кварталом рост цен составил 10%.

По итогам I квартала 2021-го зафиксирована стабилизация ситуации на рынке первичного жилья после ажиотажного спроса прошлого года, сказано в работе. Уровень предложения превысил прошлогодние отметки на 14%, причем за последний квартал его показатели выросли на 23% — рынок начал двигаться в сторону равновесия после того, как большинство ликвидных объектов недвижимости в 2020-м были распроданы. Также снизился спрос — он на 6% ниже, чем в I квартале 2020 года, и на 14% ниже, чем в IV квартале того же года, отметили аналитики.

«Подобный вектор развития в основном обусловлен тем, что многие россияне уже успели воспользоваться выгодными ипотечными предложениями в прошлом году и приобрести квартиру», — сказано в исследовании.

— Сейчас рост цен замедляется во многом из-за опасений девелоперов касательно прекращения льготной ипотеки. В городах нашего присутствия застройщики перестали повышать цены, чтобы реализовать максимальный объем квартир до окончания льготной программы, так как прогнозируют последующее резкое снижение спроса, — сказал «Известиям» коммерческий директор ГК «РКС Девелопмент» Александр Коваленко.

Движение вниз

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

Основной потенциал роста цен был исчерпан в прошлом году, сейчас они преимущественно меняются по мере приближения к сдаче объекта, указал управляющий партнер «ВекторСтройФинанс» Андрей Колочинский. По итогам I квартала на рынке массовых новостроек Москвы средняя стоимость «квадрата» увеличилась на 8% и составила 225 тыс. рублей (в годовом выражении рост составил 21%), сказал он.

Причины возрастных кризисов у детей

Причины детских кризисов по годам статистически сводятся к тому, что желания ребенка, его интересы, потребности не совпадают с тем, что ему дается в тот или иной период. Иными словами, там, где ребенка обуревает любопытство, оказывается много опасностей: в то время как ребенку хочется двигаться без остановки, его сажают за парту. В период, когда он чувствует себя взрослым, самостоятельным, оказывается, что он еще малыш, который не научился справляться с жизнью. Не удивительно, что все эти противоречия, происходящие на физическом, психическом и социальном уровнях, вызывают капризы и обиды у ребенка.

Кризис первого года жизни ребенка. Почему дети капризничают?

В этот период окончательно формируются все способности ощущать физическое и психическое. Ребенок начинает видеть, с возрастом все четче. Учится различать отдельные объекты, запоминает голоса мамы и папы, учится улыбаться, хмуриться, использовать появляющиеся зубки – в целом, так создается его базис как полноценной личности.

Вместе с ростом ребенка растет и его мозг. Появляются новые нейронные связи, мозг излучает новые волны и, таким образом, обучается чему-то прежде неизвестному. Существует несколько так называемых скачков развития, в которые младенец растет психически. Это не связано с появлением у него зубов, подрастанием на несколько миллиметров или прочими внешними проявлениями роста. Психическое развитие происходит в мозге. В свое время ученые, проследив за развитием множества младенцев, выделили определенные недели таких скачков и расписали, что именно в них происходит.

К примеру, на восьмой неделе после рождения ребенок начинает видеть не просто цельные объекты, но и узоры на них. Обои, одеяльце, кроватка, одежда – в его глазах буквально каждый предмет начинает выглядеть совершенно по-другому. Представьте, что однажды вы проснулись, а планета стала выглядеть иначе. При этом вы еще не связываете внешний вид предметов с их предназначением. То есть вы не можете сказать, что вот это шкаф, потому что внутри него одежда, хоть он и выглядит непривычно. Нет, для вас вся планета – новая, вы не представляете, что происходит, куда делось все привычное и как теперь жить. Мало какой человек не начнет паниковать в такой ситуации. Вот и младенцы, у которых только что перевернулся целый мир, становятся капризными.

Каждый скачок развития характеризуется повышенной плаксивостью. Это волнует многих родителей: кто-то думает, что их младенец вырастет вредным; кто-то считает, что он заболел

Малышу же просто необходимо повышенное внимание мамы. Он только что познал новую грань мира, он только что смог увидеть или сделать чуть больше, чем мог до этого

Это не увлекательно, младенец еще не способен осознать понятие увлекательности. Для него это очень сложно. Дети пугаются таких открытий и инстинктивно тянутся к единственному, что в этом мире осталось привычным и неизменным – к маме.

Комплекс оживления

Главным результатом кризиса новорожденного является комплекс оживления. Это набор реакций малыша на внешние раздражители. Он представляет собой совокупность следующих действий:

  •  реакция замирания и зрительного сосредоточения на объекте внимания в первые секунды общения;
  •  оживленные движения ножками и ручками, выгибание спинки;
  •  улыбка, как ответная реакция на речь взрослого;
  • вокализации (громкие вскрикивания и протяжные гуления) во время общения.

Всей совокупностью этих реакций ребёнок проявляет инициативу к общению со взрослым.

Важно знать!

Комплекс оживления у ребёнка начинает проявляться к концу первого месяца жизни. Более выраженным он становится в возрасте двух месяцев. Научные исследования показали, что он проявляется раньше у тех деток, родители которых не только удовлетворяют жизненные потребности ребенка, но и общаются с ними.

Своим вниманием, любовью и заботой взрослые стимулируют формирование у крохи новых эмоций, потребностей в познании и общении. При недостатке общения и внимания со стороны родителей комплекс оживления может задержаться или могут наблюдаться отклонения в его выраженности

Лечение гормонального сбоя у мужчин

Терапевтические меры начинают с устранения причины гормонального сбоя. Лечат инфекционные процессы, хронические заболевания, корректируют рацион питания, устраняют анатомические дефекты и повреждения. По возможности, компенсируют негативное влияние среды в виде стрессов, плохой экологии, высокой нагрузки. После устранения основной проблемы или параллельно с этим приступают к восстановлению гормонального фона. Для этого используют медикаментозные средства, физиотерапию и даже нетрадиционные подходы – фитотерапию, акупунктуру, мануальную терапию и т.п.

Медикаментозное лечение

Включает стимулирующие методы и гормональную терапию. Стимулирующее воздействие направлено на активизацию собственных возможностей организма. Для этого назначают:

  • витамины;
  • иммуностимуляторы, иммуномодуляторы;
  • растительные адаптогены;
  • средства улучшения микроциркуляции.

Кроме того, предпринимают меры для улучшения состояния простаты, почек, надпочечников, печени – органов, которые принимают участие в синтезе и метаболизме половых гормонов.

На заметку! Большое влияние на состояние половой системы оказывает щитовидная железа. Проблемы в ее работе могут привести к импотенции, эндокринному бесплодию, полностью расстроить процессы полового созревания у подростков.

Гормональная терапия восполняет недостаток тех или иных гормонов мужской половой системы. Основные виды:

  • Заместительная (ЗГТ) – компенсирует дефицит за счет синтетических аналогов; нередко требует пожизненного применения.
  • Блокирующая – подразумевает временный прием высоких доз мужских гормонов для выключения собственной секреции. Призвана дать временный отдых и перезагрузить работу половой системы. Считается, что после этого она начинает функционировать с новой силой.
  • Стимулирующая – применяется при недостаточности гипофизарной гормональной активности. Актуальная для молодых людей с недостатком андрогенов. Назначают лечение хорионическим гонадотропином (ХЧГ).

Физиотерапевтические методы

Методы физиотерапии при мужском гормональном сбое позволяют повысить мышечный тонус, улучшить оксигенацию и питание железистых тканей, снять хроническое воспаление. Ее используют только в качестве сопроводительно-профилактической меры, нередко в составе санаторно-курортной реабилитации. Немедикаментозная коррекция гормонального статуса:

  • электрофорез глазнично-затылочной зоны – назначают при гормональных сбоях, связанных с работой ЦНС;
  • ЛОД-терапия, или вакуумный массаж – предупреждает застой крови. улучшает кровообращение в органах малого таза;
  • лазерная терапия – стимулирует иммунитет, ускоряет обмен веществ, усиливает синтез тестостерона в яичках;
  • магнитотерапия – нормализует работу сосудов и синтез половых гормонов.

Фитотерапия

Травы, восстанавливающие уровень андрогенов в организме:

  • растительные адаптогены – женьшень, левзея, элеутерококк, заманиха, аралия;
  • стимуляторы выработки мужских половых гормонов – трава якорцев, молочай Палласа, ярутка, корень сельдерея, родиола розовая (золотой корень);
  • общеукрепляющие растения – морковь, петрушка, хвоя сосны, зверобой, цмин, таволга, чабрец, боярышник, аир, кора осины, корни имбиря и куркумы.

Внимание! Фитотерапия является скорее средством профилактики, нежели подходит для полноценного лечения. Однако не стоит относится к ней легкомысленно

Необдуманный подбор растительных сборов без предварительной диагностики на гормоны и консультации с врачом может привести к не менее серьезным нарушениям, чем прием фармакологических средств.

Причины ростовых скачков

Ростовые скачки относятся к закономерным периодам в развитии ребенка, в это время формируется активизация роста в результате увеличения количества СТГ (соматотропного гормона) в плазме. Чтобы малыш активно рос, соматотропный гормон действует на костную и мягкие ткани, приводя к ускоренному делению и обновлению клеток. В среднем, ростовые скачки развиваются в периоде 4-5 лет, у некоторых детей — в возрасте 7 лет. В это время малыш активно вытягивается в росте буквально за пару-тройку месяцев.

Другой скачок роста происходит в начальном этапе полового созревания, когда формируются гормональные изменения. В данный период ребенок может подрастать очень быстро, что заметно по измерению роста и детским вещам, которые быстро становятся маленькими. За год они могут прибавить до 10 см роста и больше. Кроме того, влияние оказывают и половые особенности детей: закономерности роста девочек будут отличны от мальчиков. 

Для организма девочек характерно более раннее вступление в этап полового созревания, чем для мальчишеского организма — разница может быть в пару лет. При этом девочки резко начинают обгонять мальчиков по росту; однако, скачок у них достаточно быстро приостанавливается. В этот момент рост мальчиков начинает ускоряться, что помогает им быстро догнать и перегнать девочек по росту.

Визуально это заметно в школьном классе. Сначала, в возрасте 10-12 лет девочки могут быть выше мальчиков за счет активного роста. Но, ситуация меняется буквально на глазах, когда в возрасте 12-14 лет после летних каникул, в классе мальчики заметно подрастают на фоне уже не столь высоких (на их фоне) девочек.

Что должен уметь делать ребенок в 1 год

Навыки крупной моторики

К тому времени, когда малышу исполнится один год, он должен уметь следующее:

  • Делать первые шаги. При этом ноги широко расставлены, шаги неуверенные, руки подняты для сохранения равновесия
  • Ходить самостоятельно или с поддержкой взрослого
  • Отлично стоять без опоры
  • Ползать вверх и вниз по лестнице
  • Приседать и подниматься с поддержкой
  • Ползать 
  • Уметь залезать на диван или кровать
  • Идти и нести в руках игрушку 
  • Идти и тянуть за собой игрушку на верёвочке

Познавательная деятельность, игра

В играх немного другие требования к годовалому ребенку. В этом возрасте многое зависит от развития мелкой моторики. Кто-то в 1 год умеет закручивать крышки на банках, а кто-то нет. В год ребенок может собирать пирамидку с помощью взрослого или хотя бы самые большие круги.

Ребенок в 1 год особенно любит играть с предметами быта. Мамы часто говорят, что любимая игрушка годовалого малыша – это кастрюля. Здесь нужно быть очень внимательными к тому, с чем ребенок играет. Он может проглотить мелкие детали, поэтому следить за ним, когда он разбирает домашние ящики, просто необходимо.

В ролевых играх годовалые дети могут уже проявлять подражание, то есть делать вид, что кормят игрушку, укладывают спать или расчесывают. Очень популярны в это время игрушки-каталки, малыши уже могут катить их перед собой, многие, таким образом, оттачивают навык хождения.

Начинает экспериментировать, используя метод проб, например, если кусочек пазла не подходит по форме в выемку, пробует положить его в другие выемки.

Появляются первые попытки «притворяться»: например, притворяется спящим, укрывшись одеялом и закрыв глаза.

Годовалый ребенок любит по много раз слушать одну и ту же сказку! С удовольствием рассматривает книжки с картинками и слушает простые истории.

Общение и социально-эмоциональное развитие

В эмоциональном плане годовалые дети уже многое умеют:

  • Они могут проявлять свои чувства, умеют целовать близких и обнимать их за шею. 
  • Узнают родных на фотографиях и радуются их приходу. 
  • При звучании любимой музыки они начинают танцевать, могут хлопать в ладоши, когда родители показывают, что это нужно сделать.
  • Улыбаются в ответ на улыбку взрослого.
  • Кивают в ответ.
  • Понимает как минимум 15 слов/жестов, — смотрит  или показывает  названного человека или объект. Может найти объект ответ на вопрос: «Где твои ботинки?»
  • Смеётся в предвкушении реакции или действия
  • Расстраивается, если ему мешают что-то сделать
  • Ждёт, пока собеседник закончит своё сообщение, с использованием слов и жестов,  и только затем отвечает ему

Речь импрессивная и экспрессивная

Существует много разных мнений. Кто-то считает, что год – это еще совсем мало для речи, но нормы все же есть. 

  • Ребенок к году должен уметь произносить от двух до десяти слов и пытаться отвечать на вопрос, типа: «Кто это, что это?»
  • Выражает словами или жестами просьбу (например, «пить!», «дать!»)
  • Вступает со взрослыми в короткие диалоги, связанные с конкретной ситуацией
  • Лепеча на своём языке, использует множество разных согласных. Произносит первые лепетные слова, например, «би-би».
  • Ребенок может и должен уже в этом возрасте понимать значение элементарных просьб: «принеси, подай, положи».
  • Указывает на объекты, до которых не может дотянуться, как бы прося, чтобы ему их дали или назвали.
  • Понимать слово, которое обозначает запрет или отрицание.
  • Годовалые дети прекрасно знают свое имя и реагируют на него.
  • Самостоятельно машет ручкой на прощание

Навыки самообслуживания

  • Малыш уже может откусить кусочек от печенья, сухаря или хлеба. 
  • Может пить сок через трубочку, самостоятельно держать поильник. 
  • К этому времени многие уже имеют потребность сами кушать ложкой, но в этом случае все зависит от мамы. Если мама позволит малышу тренироваться с ложкой, пачкая все вокруг, то в ближайшее время малыш научиться быть более аккуратным, но многие мамы предпочитают чистоту детской самостоятельности, поэтому в этом возрасте многие детки сами не кушают.
  • Многие дети проявляют попытки помочь маме надевать на него одежду, протягивают ручки или ножки.

С горшком в этом возрасте дело обстоит сложнее. Многие уже начинают проситься на горшок, но некоторые даже не помышляют об этом. Не стоит об этом беспокоиться, родители сами должны понять, что они хотят от малыша. Если нужно быстрее научить ребенка проситься на горшок, то можно воспользоваться методом высаживаний, а, если проблема не стоит так остро, то можно подождать, пока малыш подрастет, и появятся новые возможности для совершенствования.

Шестой скачок роста — мир категорий

34–37-я недели

Лейтмотив: «Я исследую»

Что теперь умеет малыш:

  • начинает объединять окружающие предметы по «полочкам»: игрушки, люди, вещи. Ищет и находит между ними сходство и различия, его поведение становится более осознанным;

  • понимает, что предметы отличаются по консистенции или цвету и вкусу — вот и собирает крошки с пола, пропускает пюре между пальцами, берет кашу руками и все пробует;

  • может еще не начать говорить, но ясно дает понять, что многое понимает.

Особенности поведения

Этот кризисный порог едва ли не самым трудный с психологической точки зрения. Малыш испытывает недоверие к окружающим. Становится беспокойным, капризным, требовательным, нетерпеливым. И опять стремится прижиматься к маме.

Что делать родителям?

Не запрещайте ребенку изучать предметы, которые кажутся вам опасными. Главное, пусть все происходит под вашим контролем. Позволяйте ему и поощряйте нажимать, включать — словом, экспериментировать. Просите его что-то выполнить, дать вам. Хвалите, если справляется.

Совет психолога:

Исследовательский орган ребенка в этот период — рот и руки. Все, что попадает в его поле зрения, он стремится попробовать, ощутить на вкус. Позволяйте ему, если это не может навредить.

Рекомендованные клиники

8 неделя — мир паттернов

В 2 месяца у детей развивается чувственное восприятие своего тела. Они начинают различать простые паттерны: «у меня есть две руки», «я могу пошевелить ногой вот так».

Кроха дольше, чем раньше, фокусирует внимание на объектах, ему уже интереснее изучать мир вокруг. Он поворачивается на звуки, держит голову и пробует отталкиваться ручками, находясь на животе

Еще вы заметите первую улыбку ребенка.  Малыш стал больше плакать? В силу активного физического и когнитивного развития он быстрее устает, его настроение меняется. Слезы сейчас – единственный способ малыша сообщить маме о своем состоянии. Создайте комфортную обстановку для сна, чтобы помочь ребенку. Необходимо затемнять комнату, следить за влажностью и температурой в комнате малыша, использовать белый шум.

Как вести себя родителям?

В период скачков роста у детей до года материнская поддержка, забота и внимание важны для них, как никогда. Не отказывайте малышу в ласке и максимально уделяйте ему внимание. Если он хочет сосать грудь больше, чем обычно, даже когда не голоден, позволяйте ему это

Будьте готовы к постоянному «висению» на вашей груди

Если он хочет сосать грудь больше, чем обычно, даже когда не голоден, позволяйте ему это. Будьте готовы к постоянному «висению» на вашей груди

Не отказывайте малышу в ласке и максимально уделяйте ему внимание. Если он хочет сосать грудь больше, чем обычно, даже когда не голоден, позволяйте ему это. Будьте готовы к постоянному «висению» на вашей груди

Будьте готовы к постоянному «висению» на вашей груди.

Берите ребенка всё время на руки. Крепко обнимайте его и целуйте. Это поможет малышу справиться с переменами.

Всё должно происходить в игре. Познать своё тело ребёнку помогут пальчиковые игры. Превратите умывание, приём пищи, чистку зубов в увлекательную историю, которая происходит с малышом здесь и сейчас.

Читайте полезную статью Как научить ребенка чистить зубы>>>

На прогулках постоянно разговаривайте со своим ребенком. Объясняйте всё происходящее вокруг. Сейчас ваш малыш — это впитывающая губка. Всё, что вы заложите в него в это время, станет крепким фундаментом для его дальнейшего развития.

Несмотря на сбои во сне, старайтесь сильно не уклоняться от основного режима. Скачи роста требует колоссальных энергетических затрат, которые обязательно должны быть восполнены. Отдых — одно из лучших и главных средств для этого.

Как наладить сон ребёнка старше 6 месяцев, научиться укладывать малыша быстро, без слез, а также сократить количество ночных пробуждений и кормления, смотрите в интернет-курсе по сну Как научить ребенка засыпать и спать без груди>>>

Запомните, за каждой трудной минутой, когда ваш ребенок постоянно капризничает и утомляет вас, стоит новое достижение и умение малыша.

Наберитесь терпения и проявите максимальную материнскую заботу и ласку.

После бессонной ночи вы будете обязательно вознаграждены и забудете про свою усталость, когда увидите, что ваш ребенок самостоятельно построил башенку из кубиков или сделал свой первый в жизни шаг.

Счастливого материнства!

  • Как научить ребенка переворачиваться?
  • Когда ребенок начинает агукать?
  • Когда ребенок начинает улыбаться?

Первый скачок роста — новые ощущения

5-я неделя

Лейтмотив: «Слышу, вижу, чувствую, не могу объяснить»

Что теперь умеет малыш:

  • улыбается;

  • рассматривает предметы в его поле зрения;

  • внимательно прислушивается к звукам и произносит собственные;

  • реагирует на прикосновения.

Особенности поведения

Плачет без повода, капризничает. А все потому, что однажды, проснувшись, малыш обнаружил, что мир вокруг стал другим. Единственное понятное для него и близкое существо — мама. Вот и требует он настойчивым криком ее постоянного внимания. Часто ложится на живот: для него такая поза еще и символ защищенности.

Что делать родителям?

Сохраняйте спокойствие. Берите малыша на руки, прижимайте к себе. Не стоит в этот период прерывать кормление грудью. Если придерживались графиков кормления и сна, в кризисный период от них лучше отказаться.

Развивайте умения ребенка. «Зеркальте» его поведение: он улыбается — улыбайтесь в ответ. Разговаривайте с малышом, произносите слоги: «ма, па, ба, да», реагируйте на его звуки, повторяйте за ним. Карапуз сейчас начинает внимательно рассматривать того, кто с ним общается, узнает маму, папу — обозначайте того, кто с ним беседует, нянчится. Помните, что ребенок в этот период различает предметы на расстоянии около 30 сантиметров. Не торопите события — не пытайтесь показать все игрушки одновременно. Выберите сегодня одну, завтра другую. Приближайте ее к малышу, затем отведите сначала в одну, затем в другую сторону. Зрительная гимнастика должна быть непродолжительной — минуты 2–3. Развивайте тактильные ощущения карапуза: дайте ему почувствовать предметы с различными поверхностями.

Как проявляется кризис трех лет

Первое и главное проявление кризиса в любом возрасте – неожиданно, буквально на пустом месте меняется поведение ребенка. И меняется, увы, не в лучшую сторону. Что характерно для малыша шести-восьми лет?

  • Он может стать более утомляемым, раздражительным, у него то и дело появляются беспричинные вспышки гнева на, казалось бы, пустом месте.
  • Кривлянье и манерничанье. Нередко ребенок становится перед сверстниками эдаким шутом, что весьма раздражает взрослых.
  • Обостряется агрессивность. Ваш покладистое и спокойное чадо вдруг начинает вести себя, как настоящий разбойник. Иногда бывает и наоборот – появляется излишняя застенчивость.
  • Ребенок очень хочет быть похожим на взрослых. Он может подражать старшим братьям или сестрам, знакомым старшеклассникам. Коронная фраза одной девочки шести с половиной лет: «А в этом платье я похожа на школьницу?»
  • Если ребенок уже ходит в школу, то его успеваемость неожиданно снижается.
  • Порой появляются страхи, повышается тревожность и неуверенность в себе.

Все это говорит о том, что у вашего отпрыска серьезные проблемы – и физиологические, и психологические.

Сколько длятся скачки роста и развития?

Каждый ребенок индивидуален и может переживать подобное состояние по-разному. Но обычно такой период длится от пары дней до недели. Причем очень характерным является внезапность. Скачок также резко заканчивается, как и начинается. После пары-тройки безумных ночей и дней Вы можете заметить, что Ваше чадо стало идеальным ребенком ни с того ни с сего.
 
Исправно и хорошо кушает, сладко спит и играет сам с собой

И, что самое важное, внимательная мама заметит, что после такой «встряски» малыш осваивает новый навык, например, стал улыбаться или делать это реже, научился сам сидеть, держать ложку и пользоваться ей, ходить более уверенно и т.д. Результатом скачков является как раз достижение и закрепление нового навыка.Теперь о самом главном

Как пользоваться календарем кризисов

Календари кризисов бывают 2 типов – общие и индивидуальные. Общий календарь подразумевает понедельную схему наиболее вероятных изменений в поведении ребенка, исходя из человеческой физиологии. Наиболее трудные периоды становления личности наблюдаются у всех людей примерно в одном возрастном промежутке.

Если ребенок родился недоношенным и роды состоялись, например, за 2 недели до предполагаемой даты, отсчет необходимо вести, начиная с дня, на 2 недели позже исходной точки. Во втором случае, при использовании индивидуального календаря кризисов, расчет скачков будет более точным, так как формируется с учетом даты рождения маленького человека. Составить такой календарь можно онлайн, с помощью бесплатных сервисов в интернете.

Например, изображенное солнце на 21 неделе жизни ребенка, рожденного 8 января 2017 г., свидетельствует о том, что грудничок в этот период проявит себя с «солнечной» стороны, в то время как туча на 12 неделе предупреждает родителей о начале кризисного этапа.

Скачок роста у грудничков до года — календарь и симптомы

5 неделя — мир меняющихся ощущений

В первый месяц жизни ощущение внешнего мира ребенком было мягким и похожим на то, что было в утробе матери. Теперь кроха начинает ощущать происходящее в окружающем мире яснее. Также у малыша происходит скачок в развитии органов чувств. Эти изменения оказывают на него возбуждающее влияние.

Нервная система крохи еще не до конца созрела, поэтому к вечеру он может быть перегружен стимулами окружающей среды. В результате у малыша появляется вечерняя раздражительность, вызванная накоплением усталости.

Старайтесь расслабить кроху к вечеру как можно сильнее и укладывайте спать до наступления переутомления. Помните, что дети в таком возрасте способны бодрствовать не более 45-60 минут.

8 неделя — мир паттернов

В 2 месяца у детей развивается чувственное восприятие своего тела. Они начинают различать простые паттерны: «у меня есть две руки», «я могу пошевелить ногой вот так».

Кроха дольше, чем раньше, фокусирует внимание на объектах, ему уже интереснее изучать мир вокруг. Он поворачивается на звуки, держит голову и пробует отталкиваться ручками, находясь на животе. Еще вы заметите первую улыбку ребенка

Еще вы заметите первую улыбку ребенка.

Малыш стал больше плакать? В силу активного физического и когнитивного развития он быстрее устает, его настроение меняется. Слезы сейчас – единственный способ малыша сообщить маме о своем состоянии.

Создайте комфортную обстановку для сна, чтобы помочь ребенку. Необходимо затемнять комнату, следить за влажностью и температурой в комнате малыша, использовать белый шум.

12 неделя — мир мягких переходов

К 3 месяцам движения ребенка становятся более мягкими и точными. Он начинает замечать изменения вокруг: как меняется голос мамы, когда она поет, как в комнате становится темнее, когда солнце заходит за тучу. Мир становится более организованным для малыша.

К 4 месяцам формируются биологические ритмы ребенка, появляются первые признаки режима, происходит регресс сна. Ребенок становится сильнее и пробует выбираться из пеленки. Стоит следить, чтобы пеленание продолжало обеспечивать покой и комфорт, но при этом не создавало опасности. Убирайте пеленание, если малыш уже переворачивается на живот во время сна. Отрабатывайте перевороты, пока малыш бодрствует, чтобы во время сна он реже просыпался.

19 неделя — мир событий

В этот период ребенок учится предсказывать последовательность событий. Например, «я роняю игрушку, мама ее поднимает». Малыш уже постепенно понимает причинно-следственные связи: если что-то толкнуть или взять, значит эти вещи двигаются.

Сейчас самое время ввести стабильные ритуалы перед сном. Детям крайне важна предсказуемость. Если мама купает малыша вечером и поет определенную песенку, он привыкает, что за этим последует кроватка и сон.

26 неделя — мир взаимоотношений

К 6,5 месяцам малыши воспринимают расстояние между объектами или людьми. Они пробуют доставать до предметов, которые их интересуют: переворачиваются, начинают ползать.

Все большее овладение собственным телом и новыми умениями приводят к появлению у ребенка беспокойства и некоторому страху. Появляются первые признаки сепарационной тревоги: вы можете заметить, что малыш противится укладыванию, так как сон для него — момент отделения от мамы. Дайте понять крохе, что, если вы не рядом, это не значит, что вас нет. Играйте в «ку-ку», выходите на минуту из комнаты и возвращайтесь с улыбкой на лице.

37 неделя — мир категорий

Это возраст начала экспериментов. Дети любят пробовать все на ощупь, группируют в категории людей, предметы, животных и ощущения.

Ребенок проверяет, как его действия влияют на реакцию родителей: подходит ли мама каждый раз дать грудь, чтобы помочь уснуть, или плач ночью не вызывает сиюминутной реакции и мама только говорит «засыпай, малыш»? Ребенок может начать проверять границы, пытаться получить желаемое, что может впоследствии сформировать нежелательные привычки.

В 8-8,5 месяцев малыш встает у опоры, активно ползает и делать первые шаги. Во время сна ребенок может вставать в кроватке с закрытыми глазами и плакать, не понимая, как лечь обратно.

Важно убрать из кроватки все лишние предметы в целях безопасности. Отрабатывайте новые навыки во время бодрствования малыша

46 неделя — мир последовательностей

Ребенок учится тому, что в жизни есть порядок вещей. Должна произойти некая последовательность событий, прежде чем получится желаемый результат (самое большое кольцо пирамидки вниз, среднее посередине, маленькое наверх — пирамидка собрана).

Не пренебрегайте ритуалами перед сном и после пробуждения. Повторяемость событий и их предсказуемость дарит ребенку спокойствие и доверие к миру.

Второй скачок роста — познание своего тела

8–9-я недели (пик 8-я неделя)

Лейтмотив: «Вот я какой!»

Что теперь умеет малыш:

держит голову, поворачивает ее, следя за предметом;
обнаруживает, что у него есть руки, ноги, внимательно их изучает;
различает звуки, вкус, запахи;
удерживает игрушку в руках;
пытается перевернуться со спины на живот и обратно;
ему любопытно все, что двигается;
громко заявляет о себе, привлекая внимание.

Особенности поведения

Мир стал для карапуза настолько большим и разнообразным, объем информации так велик, что это приводит его в замешательство. Где спасение? Конечно, рядом с мамой. И если познавать все, то только вместе с ней. Вот он и требует ее постоянно и так рад, когда она реагирует на него.

Что делать родителям?

Берите на руки малыша и носите по квартире, вынимайте из коляски на улице, показывайте различные предметы, людей, объясняете, что и кто это. Давайте крохе в руки игрушку. Пусть он изучает себя. Перебирайте с ним пальчики, прикасайтесь к его ушкам, носику, глазкам, показывайте их на себе и произносите, как все называется. Реагируйте на то, что кроха произносит, отвечайте, давайте ему понять, что вы его слышите. Разговаривайте с ним о том, что видите и делаете. Включайте музыку, спокойную классическую, когда малыш засыпает или беспокоится и капризничает, можно подобрать записи шума моря, пения птиц. В период бодрствования попробуйте что-то ритмичное. Но не навязывайте ему то, что нравится вам. Наблюдайте за тем, к чему проявляет интерес сам малыш, и следуйте за ним. Расширяйте горизонты, которые важны именно ребенку.

Совет психолога:

В 6–7 недель происходит так называемое зрительное развитие руки, ребенок начинает внимательно смотреть на свои пальцы, кулачки. Он еще не понимает, что они его. Он не должен находиться все время на руках мамы, хотя этого-то ему и хочется. Так кроха и правда видит много чего интересного, но в этом случае у него медленно происходит зрительное открытие руки. Его нужно обязательно класть полежать. Тогда уже месяца в три он сможет сам держать погремушку и рассматривать ее сознательно.

Причины задержки роста

Задержка роста появляется по многим причинам, в таблице рассмотрим основные¹:

 Патология  Задержка роста МКБ-10  Причина
 Семейная низкорослость  Низкорослость не классифицированная в других рубриках 34.3  Низкий рост родителей (150-165 см)
 Конституциональная задержка роста  Низкорослость не классифицированная в других рубриках 34.3  Отсроченный скачок роста
Психосоциальная задержка роста  Низкорослость не классифицированная в других рубриках 34.3 Психологическая атмосфера в окружении ребенка, неблагополучная семья
 Соматогенная задержка роста  N25.0, K90.0, E24.2 и другие  Развивается после заболеваний сердца, почек, органов дыхания
 Наследственные синдромы  Q96, Q87.1  Различные синдромы: Шерешевского–Тернера, Нунан, Рассела–Сильвера
 Хондроплазии  E03.0– E03.9  Патологии щитовидной железы
 Гипопитуитаризм, в том числе соматотропная недостаточность  E23.0, E23.1, E89.3  Дефицит гормона роста СТГ или нескольких гормонов гипофиза. Может быть вызвано опухолью и поражением гипофиза
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector