Как коронавирус влияет на мозг и психику?

Синдром острого респираторного дистресса (ОРДС)

Для постановки диагноза необходимы клинические и вентиляционные критерии. Этот синдром свидетельствует о серьезной вновь возникшей дыхательной недостаточности или об ухудшении уже выявленной респираторной картины. В зависимости от степени гипоксии различают разные формы ОРДС. Эталонным параметром является соотношение PaO2 / FiO2 или P / F:

  1. Легкая форма ОРДС: 200 мм рт. Ст. <PaO2 / FiO2 ≤ 300 мм рт. ст. У пациентов без искусственной вентиляции легких или у тех, у кого проводится неинвазивная вентиляция (НИВ) с использованием положительного давления в конце выдоха (ПДКВ) или постоянного положительного давления в дыхательных путях (СРАР) ≥ 5 см вод. ст.
  2. Умеренный ОРДС: 100 мм рт. ст. <PaO2 / FiO2 ≤ 200 мм рт. ст.
  3. Тяжелая форма ОРДС: PaO2 / FiO2 ≤ 100 мм рт. ст.
  4. Когда PaO2 недоступен, соотношение SpO2 / FiO2 ≤ 315 указывает на ОРДС.

Используемая визуализация грудной клетки включает рентгенографию грудной клетки, компьютерную томографию или ультразвуковое исследование легких, демонстрирующее двустороннее помутнение (инфильтраты легких> 50%). Хотя в некоторых случаях клинический сценарий и данные аппарата ИВЛ могут указывать на отек легких, первичное респираторное происхождение отека доказывается после исключения сердечной недостаточности или других причин, таких как перегрузка жидкостью. Для этого может быть полезна эхокардиография.

Острый респираторный дистресс-синдром

ПРОГНОЗ

Имеется незначительное число исследований, касающихся длительного динамического наблюдения детей с псевдоэпилептическими пароксизмами. Наш опыт примерно соответствует таковому в кливлендской группе (Wyllie et al, 1991), а именно, что в большинстве случаев приступы поддаются контролю, и прогноз у детей с псевдоэпилептическими приступами более благоприятен, чем у взрослых. Согласно данным Bang et al (1994), в течение 4 лет у 20 из 26 детей (77;у,) с псевдоэпилептическими пароксизмами приступы не повторялись, и у большинства не возникло других психологических проблем (исключением является индуцированный синдром Мюнхгаузена, при котором единственно эффективным методом лечения является разобщение ребенка с матерью). Однако во избежание рецидивов, необходимо динамическое наблюдение.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вапд В., Sahlaholdt L., Uldall Р., Alving 3. Pseudoepileptic seizures in childhood: outcome.– Epilepsia – 1994 – vol. 35, suppl. 7 – Р. 49.

2. Daly 0. 0., Pedley Т. А. Current practice of clinical Electroencephalography – Raven Press. Neч York, 1990.

3. Gram L., Johannessen S. I., Osterman Р. О., Sillanpaa М. (eds.) – Pseudoepileptic seizures-Wrightson, 1993.

4. Karbowski К. Sixty years of clinical electroencephalography – Eur. Neurol; 1990-vol. 30- Р. 170 – 175.

5. Riley Т.А., Roy А.– Pseudoseizures – Williams & Wilkins, 1982.

6. Аои an A. 3., Gates 1. Я.– Non-epileptic seizures – Butterworth-Heinemann, 1993.

7. Wyllie Е., Friedmann 0., Luders Н. et а! – Outcome of psychogenic seizures in children and adolescents compared with adults-Neurology – 1991- vol. 41 – Р. 742-744.

Комаровский об аффективно-респираторных приступах у детей

Лучше всего разъясняет, что такое аффективно-респираторный приступ популярный и любимый всеми мамочками доктор Комаровский. В своей телепередаче «Спросите у доктора Комаровского» он говорит о том, что припадок обычно начинается с ситуации, когда ребенок под действием каких-то неприятных внешних факторов, например, страха или отказа выполнить то, что он хотел, а также боли и испуга.

Ребенок начинает истерически плакать, при этом у него останавливается дыхание на какое-то время – так сказать чадо «заходится в плаче». В медицинской науке такое состояние называется аффективно-респираторный приступ, то есть в состоянии неконтролируемой отрицательной сильной эмоции — в состоянии аффекта происходит внезапная остановка дыхания.

Как правило, эти пароксизмы могут начинаться уже после 6 месяцев жизни и без всякого лечения рано или поздно заканчиваются. Обычно максимум в 4, крайне редко — в 4,5-5 лет аффективно-респираторные приступы перерастаются и они являются неким этапом развития нервной системы. Они, чаще всего, не нуждаются ни в каком лечении, хотя рекомендуется показать ребенка врачу, ведь все-таки может быть опасной для здоровья ситуация, когда:

  • остановка дыхания длится более минуты, бывает это крайне редко;
  • у ребенка тяжелые рефлекторные аноксические припадки с остановками дыхания более 30 секунд возникают чаще, чем 2-3 раза в неделю.

Что делать при аффективно-респираторных приступах?

Главная задача – не допустить падения ребенка, и соответственно — травматизации, поэтому лучше всего спокойно подойти к малышу, обнять его, тем самым предотвратив падение

Важно при этом не истерить самому родителю и не меняться в лице. Помимо этого, можно положить на лицо ребенка что-то холодное или даже смочить руку холодной водой и брызнуть на ребенка

Главное, относиться к этому спокойно, ребенок всегда это перерастает, если синдром не является поводом для личных истерик и паники родителей и родственников.

Если припадок был спровоцирован невыполнением желания ребенка, то нужно понимать, что, после того как чадо пришло в себя, нельзя поддаваться на провокацию – не выполнять то, что хотел малыш, не обсуждать происшедшее и не наказывать. Хорошо, если мать или отец сделают вид, что ничего не произошло. Ведь в противном случае вы подсказываете неправильный механизм решения проблем и способствуете развитию неврастении в будущем.

Как помочь здоровому развитию ребенка?

Многие современные родители, которые хорошо понимают, что ММД – не особенность характера, а проблема, которую можно устранить или уменьшить, уделяют большое внимание правильному выбору безопасных и эффективных препаратов. Нейропептид «Семакс 0,1%» устраняет дисбаланс регуляторных систем в коре мозга, улучшает образование новых связей между нейронами

Препарат нормализует развитие коры полушарий мозга, регулирует работу его функциональных центров

Нейропептид «Семакс 0,1%» устраняет дисбаланс регуляторных систем в коре мозга, улучшает образование новых связей между нейронами . Препарат нормализует развитие коры полушарий мозга, регулирует работу его функциональных центров.

Научно доказано, что «Семакс 0,1%» является одним из наиболее эффективных препаратов для улучшения памяти у детей. Серьезный положительный эффект препарата в развитии нервной системы ребенка подтверждается тем, что его успешно применяют не только для лечения ММД, но и для развития детей с нарушением интеллекта.

Многочисленные исследования препарата «Семакс 0,1%» подтвердили его способность повышать концентрацию внимания, которая очень важна для занятий в школе, а также сопротивляемость стрессам, усидчивость и усвоение информации. При минимальных мозговых дисфункциях лечение с применением «Семакса 0,1%» способствует развитию речевых, коммуникативных и прочих навыков, важных для хорошей социальной адаптации и успехов в учебе.

Правила приема «Семакса 0,1%»

Прием 20 дней

По 2 капли в каждый носовой ход 2 раза в день последнее закапывание до 17:00

Курс 3 флакона 2-4 курса в год

  • во флаконе содержится 60 капель
  • закапывание производить строго на слизистую носа, не допуская протекания в носоглотку

Синдром «нехочухи»

Дети с ММД по уровню интеллекта и способностей не уступают сверстникам. Но дисбаланс в работе отдельных участков коры больших полушарий мозга приводит к задержке темпов развития важнейших функциональных систем мозга (речи, восприятия, внимания, памяти, двигательных навыков и других).

Нарушения в развитии ребенка могут проявляться:

  • Проблемами с чтением (дислексией)
  • Нарушением письма (дисграфией)
  • Нарушениями речевых функций
  • Проблемами со счетом (дискалькулией)
  • Проблемами с двигательным развитием (отставание от возрастных норм)
  • Синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

Сочетание проявлений минимальных мозговых дисфункций между собой может быть очень разным. Но почти всегда результатом ММД является дезадаптация в коллективе, проблемы в учебе, возможны частые конфликты с родителями и учителями. Дети с трудом концентрируются на задании, допускают много ошибок при его выполнении, ведут себя непредсказуемо и импульсивно. И когда речь заходит об учебе или другом занятии, которое вызывает у ребенка трудности, родители сталкиваются с громкими капризами и заявлениями «Не хочу!». По данным статистики проявления ММД можно встретить не менее чем у 20% школьников.

Характер не исправишь?

Ученые выяснили, что такие нарушения в развитии ребенка часто имеют наследственный фактор. Поэтому многие родители списывают проблемы с поведением и возникшие трудности в учебе на характер ребенка («пошел характером в папу, маму, или деда…») и надеются, что все пройдет с возрастом. В результате ребенок не успевает приобрести важные для него знания и опыт в определенном возрасте, а это может плохо сказаться на его будущем (поступление в ВУЗ, выбор круга общения и так далее).

Нарушение памяти у детей и другие проявления ММД требуют помощи специалиста, а также применения препаратов для улучшения работы центральной нервной системы. Психолого-педагогические коррекционные занятия научат ребенка и родителей справляться с задачами, которые вызывают трудности, улучшат взаимопонимание. Но одних занятий чаще всего недостаточно, особенно, если речь идет о существенных нарушениях в развитии ребенка. Одной из причин развития ММД является снижение пластичности нейронов и медлительность в создании новых межнейронных связей в головном мозге. Поэтому центральной нервной системе ребенка требуется поддержка, чтобы обеспечить слаженную работу клеток мозга, устранить дисбаланс в работе отдельных участков коры больших полушарий.

Почему возникают приступы?

Ведущие причины – наследственные. Есть дети, возбудимые от рождения, и есть особенности характера родителей, которые невольно провоцируют эти приступы. Родители таких детей тоже переживали в детстве приступы «закатывания». У детей аффективно-респираторные пароксизмы могут возникать в ответ на следующие ситуации и раздражители:

  • игнорирование взрослыми требований ребенка;
  • отсутствие внимания родителей;
  • испуг;
  • возбуждение;
  • усталость;
  • стресс;
  • перегрузка впечатлениями;
  • падения;
  • травмы и ожоги;
  • семейный скандал;
  • общение с неприятным (с точки зрения ребенка) родственником.

Взрослые должны понимать, что ребенок так реагирует неосознанно, а вовсе не намеренно. Это временная и ненормальная физиологическая реакция, которая ребенком не контролируется. В том, что у ребенка возникает такая реакция, «виноваты» особенности его нервной системы, которые изменить уже нельзя. Ребенок таким родился, ранний возраст – начало всех проявлений. Это нужно корректировать педагогическими мерами, чтобы избежать проблем с характером в старшем возрасте.

Как это выглядит?

Аффективно-респираторный синдром педиатры условно делят на 4 типа. Классификация такая:

  • Простой вариант, или задержка дыхания в конце выдоха. Чаще всего развивается после недовольства ребенка или травмы. Дыхание восстанавливается самостоятельно, насыщение крови кислородом не снижается.
  • «Синий» вариант, который чаще всего возникает вслед за болевой реакцией. После плача происходит форсированный выдох, рот открыт, никаких звуков ребенок не издает – «закатился». Видны закатывание глаз и остановка дыхания. Малыш вначале ярко краснеет, потом синеет, затем обмякает, иногда теряет сознание. Некоторые приходят в сознание после восстановления дыхания, а другие сразу засыпают на час или два. Если записать ЭЭГ (энцефалографию) во время приступа, то никаких изменений на ней нет.
  • «Белый» тип, при котором ребенок почти не плачет, а резко бледнеет и сразу теряет сознание. Затем наступает сон, после которого нет никаких последствий. Судорожного очага на ЭЭГ не обнаруживается.
  • Осложненный – начинается как один из предыдущих, но затем присоединяются пароксизмы, похожие на эпилептический приступ, которые могут сопровождаться даже недержанием мочи. Однако последующее обследование никаких изменений не обнаруживает. Такое состояние может представлять опасность для всех тканей из-за выраженного кислородного голодания, или гипоксии головного мозга.

Опасности для жизни такие судороги не представляют, но консультация невролога обязательна для того, чтобы отграничить их от более тяжелых случаев. Дыхание останавливается на время от нескольких секунд до 7 минут, сохранить самообладание при этом родителям очень трудно. Среднее время остановки дыхания – 60 секунд.

Механизм развития и клиническая картина

Выглядят припадки устрашающе, особенно у грудничка. Когда ребенок перестает дышать, поступление кислорода в организм прекращается. Если задержка дыхания длится долго, рефлекторно падает мышечный тонус – малыш «обмякает». Это реакция на острую кислородную недостаточность, которой подвергается головной мозг. В мозгу возникает защитное торможение, работа его перестраивается, чтобы потреблять как можно меньше кислорода. Наступает закатывание глаз, которое сильно пугает родителей.

При продолжающейся задержке дыхания мышцы резко повышают тонус, тело ребенка напрягается, выгибается, могут наступить клонические судороги – ритмичные подергивания туловища и конечностей.

Все это приводит к накоплению в организме углекислого газа – гиперкапнии. От этого рефлекторно прекращается спазм мышц гортани, и малыш делает вдох. Вдох обычно делается при плаче, затем ребенок дышит хорошо и спокойно.

На практике до судорог доходит редко. После апноэ обычно ребенок сразу перестает закатываться, у некоторых дыхание восстанавливается после «обмякания».

Дыхание и эмоции

Приступ не зря называется аффективно-респираторным, сокращенно АРП. Маленький ребенок так выражает свой гнев и недовольство, если что-то делается «не по нему». Это самый настоящий аффект, эмоциональный припадок. Такой ребенок изначально отличается повышенной эмоциональной возбудимостью и капризностью. Если оставить особенности характера без внимания, то в старшем возрасте ребенок дает настоящие истерические реакции, если ему в чем-то отказывают: падает на пол, орет на весь магазин или детский сад, топает ногами и успокаивается только тогда, когда получает желаемое. Причины этого двоякие: с одной стороны, ребенок имеет наследственные особенности нервной системы, с другой – родители не умеют с ним обращаться так, чтобы сгладить все «углы» характера.

Типы аффективно-респираторных приступов: от бледности до синевы

В типах АРП выделяют две формы приступов: цианотический и бледный.

Цианотический приступ

  • Чаще всего начинается на фоне выраженной злости, негодования, внезапного разочарования ребенка. Малыш начинает сильно плакать, резко выдыхает воздух и не вдыхает.
  • Начинается апноэ. В брюшной полости повышается внутреннее давление, сердце в ответ рефлекторно снижает частоту сокращений, падает кровяное давление.
  • Внешне это проявляется вялостью, потерей сознания и посинением губ, носогубного треугольника – цианозу.

Приступ обычно затягивается не более, чем на минуту, хотя у отдельных детей он может длиться и около часа. При этом дыхание восстанавливается, но в недостаточном объеме. Затянувшийся приступ опасен гипоксией головного мозга, которая заметна по декортикационной или децеребрационной позе: голова запрокинута, спина выгнута назад, могут отмечаться судорожные подергивания конечностей.

Важно!

Если приступ длится более минуты, необходимо немедленно вызвать бригаду скорой помощи!

По окончании короткого приступа ребенок «просыпается», чувствует себя удовлетворительно, часто не помнит, что произошло.

Количество АРП индивидуально: в среднем 1-6 приступов в неделю, однако у каждого четвертого ребенка такие эпизоды развиваются чаще, вплоть до нескольких раз за сутки.

Бледный тип АРП

Более благоприятную «бледную» форму АРП чаще всего вызывают боль, испуг – например, при постановке прививки, агрессии животного, ушибе головы, туловища.

  • Дыхательная деятельность ненадолго приостанавливается, начинается снижение частоты сердцебиений (брадикардия).
  • Ребенок замирает, резко бледнеет, развивается обморок. Плечевой пояс, руки и ноги обычно напряжены, может быть недержание мочи, особенно при длительном приступе. Что характерно – заплакать чаще всего дети при этом не успевают.

Такие эпизоды также длятся в основном не больше минуты, порой по окончании приступа ребенок выглядит сонливым.

Важно!

Если приступ вызван ушибом головы, обязательно нужно срочное медицинское обследование. Обморок, как и сонливость, спутанность сознания после такого ушиба могут быть не проявлениями АРП, а признаками сотрясения головного мозга.

Что делать, если на МРТ органических изменений в мозге не выявлено?

Необходимо определить степень недостаточности кровотока головного мозга  и его характер. Такая диагностика проводится с использованием современных сосудистых программ МРТ чаще без использования контрастного вещества. Также используют дуплексное ультразвуковое сканирование сосудов головы и шеи с определенными функциональными пробами, учесть состояние ликвородинамики, объемного кровотока мозга и ряд других важных показателей. Определяются сосудистые бассейны с врожденно сниженным кровотоком и сниженным объемом компенсации. Стабилизация выявленных отклонений позволит уменьшить или устранить мозговую дисфункцию у ребенка.

Следует отметить, что недостаточно общепринятого УЗИ определения только проходимости магистральных сосудов. Более того, РЭГ – старый метод и не отвечает на основные вопросы диагностики.

Тактика лечения должна строиться с учетом четко выявленных особенностей мозгового кровотока, ликвородинамики, состояния тканей головного мозга, особенностей их строения, состояния ликворных пространств, соотношения сосудов и позвоночника с учетом спазма сосудов, показателей объемного кровотока головного мозга.  Улучшение кровотока с использованием внутривенных инъекций (капельницы) полезно, но не всегда оправдано и должно назначаться с учетом индивидуальных особенностей кровотока ребенка. В ряде случаев инфузионная терапия может вызвать ухудшение состояния, например — при повышенном внутричерепном давлении.

Главное. Лечению должна предшествовать достаточная по объему диагностика.

Пусть ваши – наши детки и внуки всегда будут здоровы!

Лещенко Алена 

31 декабря 2014

Киев

Хочу выразить особую благодарность Владимиру Владимировичу Гонгальскому за его профессионализм и внимательное отношение к своим пациентам, особенно к деткам. Буду рада, если мой отзыв (рекомендация) позволит вернуть хотя бы одного больного ребенка к полноценной жизни. Моему ребенку 6 лет. Диагноз с которым мы обратились к Гонгальскому В.В.: «мозгова дисфункція, загальній недорозвиток мовлення II-III рівня, затримка психічного розвитку». Пройдя районную комиссию (для логопедического детского учреждения) к нашему диагнозу добавили (выдержка из карточки): «обмеженість навчальних знань та умінь внаслідок педагогічної занедбаності. Взаємодія з дорослими обтяжена відволіканням, уповільнений темп мислення, недостатня сформованість узагальнення, швидка втомлюваність, знижена працездатність». Все ввышеперечисленное, как последствия гипоксического поражения ЦНС в родах. Ребенком занимались в течении 6 лет психологи, логопеды, неврологи, мануальный терапевт. Назначали большое количество лекарств и процедур. Но ничего не давало желаемого результата. Руки совсем опустились после того, как в саду предупредили о том, что надо готовиться к спец. школе. Мне посоветовали обратиться к Владимиру Владимировичу. Это был наш последний шанс вернуть ребенка к полноценной жизни. Главное достоинство Владимира Владимировича как врача – это умение поставить правильный диагноз и назначить правильное лечение. В нашем случае это сработало на 100%. Как оказалось, все наши проблемы были из-за серьезного смешения позвонков, ключицы во время родов. С головой же у нас все в порядке, и память у нас хорошая, и интеллект у нас есть, только вот проблема, не к тем докторам мы столько лет ходили!!! Чудеса в нашей жизни случаются, если в них верить, уж я это теперь точно знаю! С Наступающим Вас Новым Годом!

Симптомы

В зависимости от типа аффективно-респираторного припадка симптоматика может отличаться, но в целом она состоит из следующих реакций:

  • остановки дыхания, вызванной криком или плачем;
  • посинения или побледнения;
  • резкой гипотонии (ребенок обмякает);
  • кратковременной потери сознания, за которой может последовать несколько часовой сон;
  • непроизвольное мочеиспускание;
  • возникновение судорог.

Если вовремя не купировать аффективно-респираторные пароксизмы, то впоследствии гипоксии у ребенка может наблюдаться:

  • кратковременная утрата сознания;
  • клонико-тонические либо тонические судороги;
  • послеприступная вялость и сонливость;
  • энурез.

F80-F89 НАРУШЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Расстройства, включенные в этот блок, имеют общие черты: а) начало обязательно в младенческом или детском возрасте; б) нарушение или задержка развития функций, тесно связанных с биологическим созреванием центральной нервной системы; в) устойчивое течение без ремиссий и рецидивов. В большинстве случаев страдают речь, зрительно-пространственные навыки и двигательная координация. Обычно задержка или нарушение, проявившиеся настолько рано, насколько возможно было их достоверно обнаружить, будут прогрессивно уменьшаться по мере взросления ребенка, хотя более легкая недостаточность часто сохраняется и в зрелом возрасте.

Лечение

Определённого лечения в этом случае нет, тем более что это не смертельно и после 3-4 лет все это уходит

Очень важно для родителей – быть проинформированными, чтобы не пугаться и не наделать из-за этого ребёнку бед.
Существует, конечно, два направления по лечению – медикаментозное и не медикаментозное. Причём второй способ является основным

Семье необходимо проконсультироваться с психологом, который даст ценные рекомендации по воспитанию ребёнка, действиях во время приступа ребёнка и предотвращению его повторного проявления, а также налаживанию в семье взаимопонимания.

Только лишь в том случае, когда родители не могут помочь ребёнку сами, необходимо использование лекарств, основной функцией которых является лечение повышенной возбудимости и невропатии. Лечение для ребёнка должен подбирать только специалист-невролог, и не нужно слушать советы фармацевта в аптеке. Лекарства подбираются индивидуально для каждого ребёнка.

Биполярное аффективное расстройство диагностика

Проведение диагностики осуществляет врач психиатр или психотерапевт. При определении диагноза проводится:

  • беседа с пациентом и его окружением;
  • проведение клиническим психологом патопсихологического исследования;
  • выполняются лабораторные тесты, включающие анализ крови, нейротест, ЭЭГ, назначается нейрофизиологическая тест система;
  • необходимы консультации невролога, кардиолога, эндокринолога.

В сложных случаях рекомендовано пройти медицинскую комиссию, собирающую нескольких специалистов. В настоящий момент признаков заболевания с помощью проведения КТ и МРТ обнаруживать не удается.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector