Звук д и дь

В момент произнесения шпателем отодвинуть кончик языка к верхним резцам

Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть не «подсаживает язык вверх — она должна быть неподвижной. 8. «Болтушка индюк».Цель: вырабатывать подъем языка, развивать гибкость и подвижность его передней части.Рот открыт. Широкий язык поднимается к носу и опускается вниз к подбородку. Следить, чтобы язык не сужался, губы и челюсть не двигались;г) Рот открыт. Закусить язык зубами и сильно выдыхать.

Способ 4. Произносить звук одновременно положив язык между губами. В таком положении произносить слог «па», сильно улыбаясь. Спасибо! Но подскажите, пожалуйста, мне нужно расписать работы по коррекции звука , начиная с подготовительного этапа. что он должен в себя включать? Взрослый предлагает ребенку прослушать стихотворения и подсказать в конце нужные слова. Заслоняет слон окно, Стало в комнате… (темно).

Взрослый произносит первый слог, а ребенок добавляет слово «сок» («бусы»). Дядя Стёпа в этот раз Утопающего… Динь-дон. Динь-дон, В переулке ходит… Он в море тонувшего мальчика… Речевой материал для автоматизации не содержит других звуков из групп свистящих и шипящих, так как они чаще всего нарушаются вместе с данным звуком.

Шуметь нельзя, нужно слушать учительницу. Тут-то Тоня и поняла, что нельзя без перерыва смотреть телевизор, нужно больше гулять. Наш дом на Дону. Дон — река. По Дону идут суда. В саду дуб. Колдун построил дворец. Даня и Даша — друзья. Том сидит дома. Дочка поставила точку. Возле воды темнота. Даня везет тачку к дачке. Налетел ледяной ветер. Тетя Надя и дядя Даня сидели на даче. Дети сразу забрались под одеяло.

Дина и Тина — подруги. Ти — ди — ти — на луну лети. Ти — ти — ди — ты домой иди. Ды — ты — ты — бегут коты. Ту — ту — ду — я иду. Та — да — да — вот вода. Де — де — те — страшно в темноте. 5. Повтори пословицы и поговорки. Лентяй и сидеть устает. Есть дети — будут радости. Дедушка и Тема пошли на рыбалку. У Вас замечательный сайт,всё очень понятно и главное нужное для устранения дефектов речи. Я впечатлена.

В школе нам нужна… Я приглашаю к доске тех ребят, у кого в имени встречается мягкий согласный звук (Ть). Кристина, Артём, Настя. Садитесь. В сочетании с какими гласными звуками, звук «Т» звучит твёрдо? Согласные звуки в свою очередь тоже делятся на две группы, они бывают…(твёрдые и мягкие). Озвучьте схему слова «лист». Побегать и поиграть можно на перемене. В каких заданиях мы ещё допускаем ошибки? Определить в слове КОТ звук, который можно потянуть, громко крикнуть, при произнесении которого во рту ничего не мешает.

Ход занятия:

I. Орг.Момент:

— Ребята, к нам на занятие сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся.

(Приветствие учителей и родителей).

Слайд 1

— Какое сейчас время года?

Психогимнастика:

— Как светит солнышко осенью? (Слабо)

— Подставьте солнышку лицо, руки и погрейтесь.

— Вдруг подул сильный ветер, пошел дождь. Мы замерзли, съежились. Покажите.

— А теперь дождь закончился. Из-за тучи выглянуло солнышко, улыбнитесь ему. Мы согрелись и расслабились.

— Покажите, как светит солнышко, улыбнитесь ему.

— Садитесь на свои места.

II.Введение в тему:

Ввод героя — собачка Тошка.

Гер: — Здравствуйте, ребята! Меня зовут Тошка! А чем вы тут занимаетесь?

ЛОГ: — Мы с ребятами изучаем грамоту.

Гер: — Ой, я такого не знаю! Что это и с чем едят?

ЛОГ: — Ребята, что мы изучаем на грамоте? (Звуки и буквы)

Гер: — Звуки? Буквы? Это что?

ЛОГ: — Ребята, кто ответит Тошке, что такое звук? (Это то, что мы слышим и произносим)

ЛОГ: — Что такое буква? (Это то, что мы видим и пишем)

ЛОГ: — Какие бывают речевые звуки? (Гласные и согласные).

ЛОГ: — Какие звуки называют гласными? (нет преграды во рту).

Гер: — Почему их так называют? (их можно пропеть)

Гер: — Какие гласные звуки вы уже знаете? (А, О, У, И)

ЛОГ: — Ребята, поднимите руку те, у кого полное имя начинается на гласный звук. Докажите мне, что он гласный. (Ангелина, Иван, Анастасия, Александр).

ЛОГ: — Какие звуки называют согласными? (есть преграда – губы, зубы, язык).

ЛОГ: — Согласные звуки бывают разными. Ребята какими? (тв. и мягк., зв. и глух.)

Гер: — Ой, как интересно.

ЛОГ: — Ребята, назовите мне первый звук в имени Тоша? Расскажите мне об этом звуке?

(Т — согл., тв., глухой)

— Молодцы. А каким кружочком мы его обозначим? (синим закрашенным кругом)

III. «Где звук живет?» Слайд 2

Гер: — Ребята, я принес для вас картинки, посмотрите на доску.

ЛОГ: — Ребята, давайте с вами определим где живет звук Т в словах.

Танк, стол, кит.

Гер: — Ребята, что мы сейчас с вами делали?

IV. Диф-ия .

Гер: — Друзья, у меня есть брат Тишка, но сегодня не смог прийти к вам. А какой звук в его имени первый?

(Т’ — согл., мягкий, глухой)

ЛОГ: — Ребята, каким кружком мы будем обозначать звук Т’? (зеленым, закрашенным кружком).

Слайд 3

Гер: — Друзья, я приготовил так много подарков для Тишки. Помогите мне собрать ему посылку. Давайте в нее положим только те предметы, в которых есть звук Ть. А со звуком Т оставим у меня на полке.

(Т — Тапки, Тыква, самолеТ; Ть — Телефон, телевизор,боТинки)

ЛОГ: — Ребята, вы собрали посылку для Тишки с каким звуком? (Т’)

ЛОГ: — А на полке у Тошки оставили слова с каким звуком? (Т)

Гер: — А почему на посылке был зеленый закрашенный кружок?

V. Физ. Минутка.

ЛОГ: — Молодцы ребята, давайте отдохнем. Встаем со своих мест и выходим на ковер.

(Дети выходят на ковер, физ. мин. С интер. Доски «Фиксики»)

ЛОГ: — Отдохнули, садитесь на свои места.

ЛОГ: — С какими звуками мы познакомились? (Т и Т’)

VI. Знакомство с буквой: (Слайд 3)

ЛОГ: — Ребята, звуки Т и Т’ живут в одном домике, который мы назовем буквой Т. Вот портретик звуков Т и Т’. На что он похож?

(ответы детей)

ЛОГ: — Послушайте про букву Т стихотворение:

Т в антенну превратилась

И на крыше очутилась.

А. Шибаев

ЛОГ: — А теперь давайте напишем букву Т в воздухе.

ЛОГ: — Ребята сделайте букву Т на планшете. (Помощь детям)

ЛОГ: — Покажите друг другу. Отодвиньте планшеты.

Гер: — Ребята, какую вы букву сделали? (Букву Т)

ЛОГ: — Ребята, у вас на столах есть листочки с буквами. Обведите в кружок только буквы Т.

Т У П

П Т

Т И

А Т

О Т П

— А теперь посмотрите, сколько Т вы нашли? (5). Молодцы!

VII. Чтение и звуковойанализ простых слогов:

ЛОГ: — Тошка, наши ребята уже умеют читать слоги. Давайте прочитаем для Тошки. (вместе)

ТА ТУ ТИ ТО

ЛОГ: — Ребята, какой слог можно назвать лишним? Почему? (Слог ТИ лишний, потому что там согласный мягкий, а во всех остальных согласный твердый)

VIII. Итог занятия:

ЛОГ: — Ребята, расскажите мне, что мы узнали о звуке Т?

— А что мы узнали о звуке Т’?

— В какой букве живут оба этих звука?

— На что она похожа?

До свидания!

Гимнастика для постановки звука T

Постановка звука Т

Есть несколько методов:

  1. Нужно выбрать несколько слов или слогов, с сочетанием звуков ТА, повторяя их, ребёнок тренирует постановку Т.
  2. Исходное положение — язык находится между зубов и плотно прижимается челюстями с обеих сторон. Затем делается глубокий вдох. После получения межзубного Т, он убирается назад.
  3. Исходное положение — язык между зубов. Далее приоткрыть в улыбке зубы и слегка «поплевать».
  4. Т тренируется как производный звук от П. Начать с нескольких повторений ПА — ПА, прислонив кончик языка в его широком месте к нижней губе. Потом нужно повторить исходные звуки в улыбке, при этом должно прозвучать ТА — ТА.
  5. Межзубное положение кончика, опять тренировка от П. Нужно несколько раз повторить ПА — ПА, в это время нужно раздвинуть губы большим и указательным пальцем. Если всё сделано правильно, должно прозвучать ТА — ТА.

Постановка звука ТЬ

Методы:

  1. Вначале ребёнок проговаривает немного другое сочетание звуков — ТА.
  2. Чтобы смягчить твёрдый слог, специальной лопаткой нужно слегка прижать и опустить вниз кончик языка, должен получиться звук ТЯ.
  3. Звук ТЬ получают от при пощёлкивании кончиком языка за сомкнутыми зубами.
  4. Во время щелчка издаётся мягкое цоканье (похожий звук дети издают, попробовав вкусную еду), звук должен получиться близким к ТЬ. Потренировавшись, его можно улучшить, если язык не прижимать к нёбу, а пытаться «выдуть» его наружу.

Характеристика и артикуляция фонемы Ц

Объясните малышу структуру звука, качественные характеристики (звонкий или глухой, парный или непарный), а также природу образования речевым аппаратом буквы, чтобы ему было легче понять, как получается фонема. «Ц» — непарный глухой звук. Он не имеет пары по мягкости и всегда твердый. Он не смягчается гласным звуком, идущим после него (цирк или цифра ).

Артикуляционный профиль «Ц»:

Описание артикуляции звука «Ц»:

  1. Положение языка:
  • кончик делает упор вперед на нижние зубы;
  • орган приподнят и выгнут словно гора;
  • спинка смыкается с небом;
  • боковые стороны напрягаются;

При выходе воздушной струи переднюю часть языка быстро отодвигаем от неба. Его кончик немного отдергиваем от нижних резцов. Так усиливается толчок воздуха на выходе.

2. Губы держим улыбающимися.

3. Резцы сомкнуты или максимально приближены (при изолированном воспроизведении).

4. Голосовые складки расслаблены. Вибрация отсутствует.

Во время воспроизведения фонемы «Ц» воздушная струя должна быть сильной, взрывной на выдохе. Такая характеристика свойственна фонеме «Т». Свистящий оттенок придает буква «С». Но правильное произношение «С» и «Т» еще не означает отсутствие проблем со звуком «Ц».

Упражнения для постановки

Перед тем как приступать к освоению фонемы следует пройти подготовительный этап. Он заключается в выполнении специальных артикуляционных и дыхательных упражнений (тут). Ребенка необходимо обучить правильной артикуляции (положению органов речи) и дыханию во время произношения изолированного звука.

Артикуляционная гимнастика

Занятия рассчитаны на тренировку органов, задействованных в произношении звука «Д» и «Дь» описание

  1. Нижняя челюсть. Широко открыть ротовую полость. Нижней челюстью имитировать жевательные движения. Выполнять 10-15 секунд.
  2. Губы и щеки:
  • губы сомкнуты, а в ротовую полость следует набрать воздух. Далее имитировать полоскание, как после утренней чистки зубов;
  • губами выполнять характерные звуки для лошади (фырканье);
  • надувание губ по очереди. Сначала верхнюю, потом нижнюю.

3. Язык:

Упражнение «Грибок»

  • «Грибок». Широко улыбнуться с открытым ртом. Плоский язычок присосать к небу. При этом орган должен находиться за верхними резцами. Удерживать положение 10-15 секунд.
  • «Лошадка». Цокать язычком по твердому небу, имитируя стук копыт лошадки.
  • «Качели». Широко открыть рот, слегка обнажив зубы. Язычок по очереди заводить за верхние и нижние зубы. Выполняется 5 раз.

4.Мягкое небо. Кроху просят воспроизводить гласные звуки. Сначала произношение мягкое, а после применяется твердая атака.

Дыхательная гимнастика

Специалисты предлагают выполнять парадоксальную гимнастику по Стрельниковой. Но ее применение разрешается детям 7-8 лет (1 класс). Выполнять занятия следует под контролем родителей или специалиста. Начальные упражнения:

  1. Ладошки. Ребенок становится прямо. Руки сгибает в локтях, а ладошки показывает взрослому. Руки сжимают в кулачки на вдохе и разжимают на выдохе. Дышать нужно носом. Выполнить упражнение 4 раза.
  2. Погончики. Малыш стоит прямо. Руки сжаты в кулачки. Их прижимают к поясу. Во время вдоха кулаками «бить» в пол. Постепенно разжимая руки. На выдохе стать в исходную позицию. Выполнять 4 раза.
  3. Насос. Из ровной стойки сделать легкий наклон вперед. Руки свешены по бокам. Имитировать накачивание шины. Наклоняясь вперед делать вдох. На выдохе вернуться в согнутое положение.

Для тренировки дыхания малышей используют упражнение «трубочка». Губы вытягивают вперед. Вдох делают через носовую полость, выдыхают воздушную струю с помощью сформированной трубочки.Выполняют 4-5 раз.

Правильная артикуляция звука «Л»

Чтобы «Л» звучал без искажений, органы речи должны находиться в следующей позиции:

  • Зубы не сжаты, между ними — небольшое расстояние.
  • Кончик языка — в тонусе, касается десен у верхних резцов, в середине и по бокам язык опущен, а у основания слегка приподнят.
  • Воздушная струя проходит между языком и щеками с обеих сторон.
  • Голосовые связки создают звучание голоса.

А теперь посмотрите на артикуляционный профиль звука «Л» и проверьте себя, ответив на вопросы:

Уклад речевых органов мягкого «Ль» отличается положением языка — его средняя часть ближе к верхнему небу.

Как произносится буква «Л», если есть речевые нарушения?

Игровые упражнения

Поддержать интерес помогут упражнения в игровой форме:

  1. «Чистим зубки». Ребёнок в улыбке приоткрывает зубы, слегка открывает рот и кончиком языка проходит сначала по верхним, потом по нижним зубам с обратной стороны, двигаясь влево и вправо.
  2. «Лопатка». Надо улыбнуться, приоткрыть рот, поместить широкую часть переднего края языка на нижнюю губу. Такое положение сохраняется, пока взрослый считает от 1 до 10. Можно начать с 5 секунд, затем постепенно увеличить время до 10 секунд.
  3. «Трубочка». Вначале нужно из открытого рта высунуть язык и вытянуть его как можно сильнее. Затем, сужая, напрячь его. Положение сохраняется около 10 секунд.
  4. «Качаемся на качелях». Улыбнувшись, нужно слегка открыть рот и прислонить к нижнему зубному ряду кончик языка (в его широкой части). Вначале он находится за нижними зубами, потом перемещается за верхние. Позиции вверх и вниз меняются несколько раз.
  5. «Горка». Опять исходное положение — приоткрытый в улыбке рот, кончик языка прислонён к нижнему ряду зубов. Далее он выгибается дугой, плотно соприкасаясь с нижними зубами.
  6. «Горный ветер». Ребёнок улыбается с приоткрытым ртом. Пока язык выгнут дугой, не торопясь, нужно плавно подуть в его центр. Поток воздуха должен быть холодным.

Не нужно спешить и оказывать давление на ребенка, нужно заниматься ежедневно и результат обязательно будет, у кого-то из детей раньше, у кого-то позже. Терпение, и ещё раз терпение! Главное, внимательно следить за техникой выполнения артикуляционной гимнастики, прислушиваться к индивидуальным потребностям и особенностям ребёнка.

Автоматизация звука З

Этап автоматизации звука — закрепление рефлекторных связей на речевом материале.

К автоматизации поставленного звука переходят, когда ребенок корректно произносит его изолированно при многократном повторении.

Работу по автоматизации звука проводят в течение 10 минут. Работу проводят 2 раза в неделю на специализированных занятиях и каждый день в домашних условиях с родителями. Во время занятия в первую очередь отмечают успехи ребенка, мягко исправляя ошибки.

Звук «З» отрабатывается поэтапно:

  1. В слогах (прямых, обратных, со стечением согласных). Дети повторяют за педагогом звукосочетания ЗА-ЗА, ЗУ-ЗУ, ЗЭ-ЗЭ, ЗО-ЗО, ЗИ-ЗИ.
  2. В словах (в начале слова, середине, конце). Автоматизация в словах сначала осуществляется с опорой на слоги (зу — зуб), затем в словах со стечением согласных. Слова подбираются от односложных до многосложных постепенно.
  3. В загадках и скороговорках:
    а-за-за, за-за-за.
    За Зиной гонится коза.
    Зу-зу-зу, зу-зу-зу.
    Поместим в загон козу.
    Зы-зы-зы, зы-зы-зы.
    Колокольчик у козы.
    Зе-зе-зе, зе-зе-зе.
    Сено мы дадим козе.
  4. В рассказах. Дети составляют короткие и длинные рассказы со словами, которые содержат букву «З».
  5. В разговорной речи. Отработка звука в спонтанной бытовой речи, контроль над произношением со стороны взрослых. Одновременно с развитием фонематической стороны речи происходит обогащение словаря и формирование грамматического строя речи.

Автоматизировать звук «З» можно с помощью серии картинок:

  • выбирать из предложенных нарисованных предметов те, в которых есть звук «З»;
  • разделить картинки на группы с «З» в начале слова, в середине и в конце;
  • отделить картинки со звуками «С» и «З».

Важные правила

Прежде чем начинать постановку любого звука нужно усвоить некоторые моменты. Нельзя пытаться «проскочить» один этап и перейти к следующему. В таком случае не получится исправить дефект.

Необходимо уделять время артикуляционной, дыхательной гимнастике. Динамические упражнения выполняют на счет до десяти, статические – до пяти. Правила выполнения:

строго перед зеркалом;
внимание ребенка акцентируют на правильности позы;
делают каждый день.

При дизартрии может уходить несколько месяцев на отработку правильных движений. Не стоит торопиться переходить к постановке. В тяжелых случаях используют медикаментозную терапию, которая корректирует повышенный или пониженный тонус. Физиопроцедуры тоже могут помочь ускорить процесс.

Нарушения произношения свистящих звуков

  1. Межзубный
    сигматизм, при котором кончик языка просовывается
    между зубами. Это может быть при переднем открытом прикусе, вялом языке,
    прогнатии (нижняя челюсть выступает вперед), слабости  мышц кончика языка
    при дизартрии, отсутствии передних зубов, при аденоидах, чрезмерно крупном или
    длинном языке, слабой круговой мышце рта.
  2. Губно-зубной сигматизм. Нижняя губа приближается к верхним резцам. (С,Ц напоминает Ф, 
    З – В) Это происходит из-за прогнатии (нижняя челюсть выступает вперед ),
    гипотрофии мышц кончика языка при дизартрии.
  3. Боковой сигматизм. Воздушная струя выходит
    не по желобку в центре языка, а в бок. Может наблюдаться отклонение уголка рта
    и щеки в сторону. Причиной может стать: боковой открытый прикус, длинный узкий
    язык, паретичность боковых краёв языка при дизартрии.
  4. Пригубный сигматизм. Произношение звуков С,
    З, Ц напоминает Т, Д. Предрасполагающие факторы  те же, что и у межзубного
    сигматизма.
  5. Носовой сигматизм. Мягкое нёбо не плотно
    смыкается с задней стенкой глотки. Часть воздуха проходит через нос. Причиной
    может стать: паретичность мягкого нёба, расщелины.
  6. Шипящее произнесение свистящих звуков. Это
    происходит когда кончик языка оттягивается вглубь рта, не образуется желобок, по
    которому идет воздух при произношении свистящих звуков. Причиной может стать:
    повышенный тонус мышц языка при дизартрии, при открытой органической ринолалии.

Кроме искаженного произношения свистящих звуков часто бывает замена звуков С, СЬ, З, ЗЬ, Ц другими звуками (парасигматизм). Замены звуков происходят от недоразвития фонематического восприятия

Это важно учитывать при коррекции и развивать при таких нарушениях в первую очередь фонематический слух

Звук С чаще всего заменяется на Ф, СЬ, Ш, Т, З.

Звук З чаще всего заменяется на В, ЗЬ, С, Д, Ш, Ж.

Звук  Ц чаще всего заменяется на С, Т, СЬ, ТЬ, Ш.

Если у вашего ребенка вы заметили подобные нарушения то подготовительным этапом в коррекции неправильного звукопроизношения будет артикуляционная гимнастика для постановки свистящих звуков.

Автоматизация “С”

Следующий после постановки — этап автоматизации звука. Что это значит? Закрепление произношения и введение в повседневную речь.

На этом этапе тоже есть свой алгоритм. Поставленный звук отрабатывается в изолированном звучании, затем в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.

Картотека заданий для детей по автоматизации “С”

Выполни задание на картинке:

Назови каждое слово

Обрати внимание на то, что звук “С” может находиться в начале, середине и конце слова:

А теперь — звук “С” в словосочетаниях и предложениях:

Поиграем? Улитка приглашает в свой домик. Только для этого надо назвать все предметы на букву “С”:

Помоги Бабушке Яге добраться до своей избушки. Она заблудилась:)

Повтори чистоговорки со звуком “С”. Знаешь для чего нужны чистоговорки? Чтобы научиться четко произносить звуки.

Хорошо подумай и отгадай загадки на букву “С”:

А теперь посложнее: скороговорки на “С”:

Повтори фразеологизм. Знаешь, что он означает? Пообещать и не сдержать своего обещания! Найди в словах “С”:

Автоматизация звуков [С], [З], [Ц]. Работа с карточками.

После постановки звука (, ) логопед выбирает карточку со словами и предложениями, где звук находится в той позиции, которая наиболее удобна для его правильного произнесения

Если у ребенка не сформированы звуки , , , , то при отработке (, ) в словах не следует акцентировать внимание на этих звуках или вовсе не использовать слова, напечатанные жирным шрифтом (со звуками , , , ). При недоразвитии операций фонематического восприятия, навыка дифференциации фонем мы не советуем произносить слова, напечатанные курсивом (слова, содержащие , , ).

Автоматизировать звуки в словах рекомендуется не более 10 минут. После получасового перерыва работу можно возобновить. Перед произнесением слов ребенку следует напомнить правильную артикуляцию звука и попросить его произнести звук изолированно («с-с-с-с-с»).

Далее дошкольнику предлагается произнести слова вслед за взрослым (по подражанию) или прочитать их вслух самостоятельно (под контролем взрослого). На начальных этапах работы по автоматизации звука слова следует произносить медленно, выделяя голосом звук (, ).

Детям можно предлагать игры:

  1. 1. выбирать из картинок те, в названиях которых звуки , , имеются в начале (в середине или в конце) слова;
  2. 2. распределять картинки по количеству слогов в словах — названиях;
  3. 3. составлять предложения по двум выбранным картинкам, логично объединяя предметы, изображенные на них, и т. д. Картинки можно использовать в заданиях при дифференциации звуков — — .

Для успешного введения звука в речь рекомендуется заниматься ежедневно, выполнять домашние задания. Перед занятием необходимо создавать положительную мотивацию для произнесения правильного звука

Во время занятия следует в первую очередь отмечать успехи ребенка, не акцентировать внимание на неудачах и целенаправленно их преодолевать вместе с ребенком.

Рекомендации Перегудовой Т. С.

Самоконтроль — залог успешной работы над проблемным звуком

Чтобы вся проделанная работа увенчалась успехом, надо принять во внимание такой фактор, как умение ребенка контролировать свое произношение. Занятия с логопедом, общение с родителями — это только часть времени, где за речью ребенка установлен контроль. В остальное время, в том числе и при общении со сверстниками, ребенок должен научиться следить за своей речью сам. Чтобы это не стало досадной обязанностью, мотивируйте его к преодолению речевого недостатка, поддерживайте при неудачах, хвалите за маленькие победы над собой. У вашего малыша обязательно все получится, не сомневайтесь

Чтобы это не стало досадной обязанностью, мотивируйте его к преодолению речевого недостатка, поддерживайте при неудачах, хвалите за маленькие победы над собой. У вашего малыша обязательно все получится, не сомневайтесь.

Как, впрочем, и в том, что из него вырастет целеустремленный, открытый к общению человек.

Ход НОД:

Организационный момент:

-Здравствуйте, ребята! Все встали в круг. Мы ребята дружные. А еще какие?

-Мы большие, послушные, добрые.

-Давайте поделимся добром друг с другом!

-Я отдаю свою частичку добра тебе, Маша! (дети «делятся»)

-Теперь мы стали еще добрее. Садитесь на места.

Отгадывание загадок.

— Отгадайте загадки:

Пушистая вата плывет куда-то,

Чем вата ниже, тем дождик ближе (Туча)

Кто кричит во дворе,

Будит нас на заре?

У него есть перья — пух!

И зовут его.! (Петух)

Кто мне скажет, что за птица

В небесах, как ветер, мчится,

Белый чертит за собой

След в лазури голубой?

А ведёт её пилот! –

Что же это?. (Самолёт!

Слева бантик, справа бантик

У Красотки платье фантик.

Пренарядная Кокетка

Шоколадная. (Конфетка.)

-Молодцы! Скажите, какой звук встречается во всех словах?

-Во всех словах встречается звук .

-Правильно!Какой это звук? (характеристика звука).

Знакомство со звуками

Логопед проводит сравнительную характеристику звуков:

Звук – согласный, глухой, твердый,мы его обозначаем синей фишкой.

Звук – согласный, глухой и мягкий,мы его обозначаем зеленой фишкой.

Различение звуков ,

Игра «Расставь по полочкам»

Дети выходят к доске, берут картинку и ставят на полочку.

-Назовите слова с твердым звуком

-Назовите слова с мягким звуком

-Слышите, к нам кто-то идет? К нам в гости пришла кукла Тоня!

-Тоня, а почему ты такая грустная?

-Я не умею выговаривать звуки и меня плохо понимают мои друзья.

-Не грусти, Тоня, мы научим тебя красиво и правильно говорить.

-Послушайте как я говорю:

У меня есть друг. оля.

-Ты хотела сказать Толя?

-Да. (кукла называет слова без звука , потом за детьми повторяет правильно).

.арелка. анцы

.аблица. апки

.уча. уман

.умба. анки

.умба. урист

.ачки. урник

-Спасибо, что научили меня правильно говорить.

-Садись, посмотри как наши ребята готовятся к школе.

-Какой звук повторяется в этих словах?

-Повторяется звук . Где он находится?

Звук находится в начале слова.

-Какой это звук?

-Во всех словах встречается твердый звук.

Игра закончи звуком .

У девочки Насти

Собака рыжей масти.

Пришел к ней как-то в гости

С котенком мальчик Костя.

Собаке Лайке гос. (ть)

Принес большую кос. (ть).

Открыла Лайка пас. (ть,

Схватила кос. (ть) и шас. (ть)

Пол Настину крова. (ть,

Чтоб кот не смог доста. (ть).

Собака: хрус. (ть) да хрус. (ть,

Но вдруг такая грус. (ть!-

Застряла в пасти кос. (ть)

И колет, словно гвоздь!

Котенок крикнул:»Нас. (ть!

Раскрой собаке пас. (ть!»

Схватил когтями кос. (ть)

И спас собаку гос. (ть).

Котенок, Костя, Настя

Сияют все от счастья!

Весь день котенок Вася

Учил собаку Насти:

«Жадных, знай, никто не любит,

Жаднос. (ть, знай тебя погубит!»

-Какой звук вы добавляли? Какой это звук? Где он находится?

Пальчикова гимнастика «Дятел».

Дятел,дятел, (соединяем пальцы по очереди с большим)

Тук, тук.

-Эй, приятель (грозим пальцем)

Ты не жук! (указываем, указательным пальцем)

-Я не жук!

Тогда пока, (машем)

Но похож ты на жука!

Звуковой анализ.

Какой звук у нас в гостях? Какими фишками обозначаем?

Достаньте схемы и фишки.

Логопед показывает картинки, дети на местах выклалывают фишки.

-Молодцы ребята!

Знакомство с буквой Т

ПРАВИЛО: Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем!

Показать образ буквы:

-На что похожа буква Т? (дети отвечают)

-Выложите букву из карандашей из 2, из 3.

-Молодцы!

Чтение слогов,слов:

ТА,АТ, ТО, ОТ, ТУ, УТ, ТИ, ИТ, КОТ, КИТ.

Подведение итогов

-Что вы сегодня узнали? Кукла Тоня вас благодарит за то, что вы ее научили красиво и правильно говорить.

Дефекты произношения звука [Т]

  • Искажение. Вместо слышится звук, не имеющий аналога в родном языке. Назальное произношение фонемы при ринолалии.
  • Отсутствие (элизия). Артикуляционный уклад фонемы полностью не сформирован. Встречается при тяжелых формах расщелины неба в случае ринолалии.
  • Замена. заменяется на другую фонему, близкую по акустико-артикуляционному параметру, чаще всего на заднеязычную фонему . При ринолалии наблюдается замена фарингиальным произношением.
  • Смешение. Изолированно произносится верно, но в спонтанной речи заменяется другой фонемой.
  • Смягчение. Замена твердого мягким , недифференцированное употребление этих фонем.
  • Дефект озвончения. Ребенок недостаточно сильно оглушает звук. В речи слышится его звонкая пара .

Виды и механизмы нарушений

Неправильное произношение свистящей группы называется сигматизмом, а замена в речи другими звуками − парасигматизмом. Сигматизмы различаются механизмами нарушения. Причинами являются особенности строения органов артикуляционного аппарата.

К ним относятся:

  • неправильный прикус;
  • слабый или повышенный мышечный тонус языка;
  • расщелина губы, неба.

Перечисленные особенности анатомии приводят к нарушению работы артикуляционной моторики, что является одной из причин неправильного произношения. Самая распространенная причина − неправильное положение языка. Если он расположен между зубов, то речь будет шепелявая. Он может занимать положение для произнесения Т или С, тогда фонема будет звучать нечетко.

Язык может уходить вбок и воздушная струя будет проходить не по центру, а через его боковой край, в результате получается «хлюпающий» эффект. Или он может сильно подниматься к небу, из-за чего воздушная струя выходит через нос и речь звучит гнусаво. Артикуляция может быть похожа на артикуляцию шипящих, а Ц будет звучать как Ф.

Сигматизмы также являются признаками следующих речевых нарушений:

  • дислалии;
  • дизартрии;
  • ринолалии;
  • алалии.

Кроме того, причины искажения звука могут быть социальными:

  • При общении с ребенком взрослые искажают речь, получается так называемое сюсюканье. Такое общение поддерживать можно, пока ребенок не начнет говорить. Он должен слышать правильное произношение звуков, чтобы потом его речь была грамотной.
  • Ребенок общается со взрослыми или детьми, имеющими трудности со звукопроизношением, и подражает их речи. Нужно, чтобы эти люди стали заниматься коррекцией речи, либо старались не использовать слова, в которых есть «трудный» звук. Особенно, если вы уже проходите этап автоматизации.

Чаще всего Ц заменяют на другие свистящие или на Т. Это связано с тем, что в нем соединились два звука, поэтому если у ребенка недостаточно сформированы фонематические процессы, то он может не выделять нужную фонему среди других из-за похожих акустических и артикуляционных признаков. И это также связано с неправильным произношением. От причины появления сигматизмов и парасигматизмов зависит коррекционная работа.

Артикуляционная гимнастика для постановки звука Ш

Первый и обязательный этап логопедического занятия – артикуляционная гимнастика. Она необходима для возвращения тонуса мышцам речевого аппарата.

Артикуляционная гимнастика на звук Ш может включать следующие упражнения:

  1. «Бегемотик». Пациент широко раскрывает рот на 5 секунд, затем закрывает.
  2. «Лягушонок». Необходимо широко улыбнуться, оставив зубы сомкнутыми.
  3. «Трубочка». Ребенок вытягивает губы трубой, удерживает несколько секунд.
  4. «Вкуснятина». Нужно расслабить язык, чтобы он принял плоскую форму, облизывать им верхнюю губу.
  5. «Блинчик». Плоский расслабленный язык необходимо положить на несколько секунд на нижнюю губу.
  6. «Рисование». Ребенок водит кончиком языка, как кисточкой, по небу от зубов к небному язычку.

Диагностика произношения «Д» у дошкольников

Артикуляционный аппарат у маленьких детей еще недостаточно развит, из-за этого возникают сложности с выговариванием. Дети путают буквы Д и Т, Д и Б, Д и Г, искажают звучание или не умеют выговаривать звуки совсем.

Речевые навыки закладываются в возрасте от 2 до 5 лет. После этого периода разговор ребёнка приобретает уверенный характер и переобучение происходит сложнее

Поэтому важно своевременно выявить сложности в произношении и поработать над их устранением

Диагностику дома можно провести следующим образом:

  • Показать ребёнку картинки, на которых изображены слова с проблемными буквами: торт, тигр, телефон, туча, тележка, дыня, дорога, дети, дерево, домик, белка;
  • Пусть малыш повторяет за вами слова, в которых есть буква «Д»;
  • Также можно попросить его найти из предложенных картинок те, которые называет взрослый.

С помощью этого нехитрого тестирования вы определите, в каких словах у малыша четко произносится «Д», и путает ли он звуки на самом деле. После этого можно обратиться к логопеду или начинать тренировки самостоятельно.

Еще статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector