Урок обучения грамоте по теме «звук [ш]. буква ш, ш». 1-й класс

Ход занятия

1. Организационный момент.

Дети стоят в кругу.

— Скажи, между кем ты стоишь?

2. Сообщение темы занятия.

— В гостях у нас сегодня Художник Карандаш.

Логопед выделяет голосом звуки , .

— Какие звуки я выделила голосом? Эти звуки мы будем учиться различать. Поможет нам Художник Карандаш.

Логопед демонстрирует Художника Карандаша.

Я — Художник Карандаш,

В детский сад зашел я ваш.

Будем мы шипеть, жужжать,

Звуки эти различать.

3. Сравнение звуков —

— Как выходит воздух из проколотого шара? Ш-Ш-Ш. Расскажите о звуке .

— Как жук жужжит? Ж – Ж – Ж. Расскажите о звуке .

— Художник Карандаш предлагает сравнить звуки — . Чем они похожи? А чем отличаются?

4. Дифференциация звуков — в произношении.

а) Дифференциация изолированных звуков.

— Художник Карандаш нарисовал звуковую дорожку из звуков и . Пройдите по ней, произнесите эти звуки, включая и выключая голос.

б) Дифференциация звуков в слогах и словах.

Посадите на правую ладошку звук , на левую звук , соедините ладошки, какой слог получился? Теперь посадите на правую ладошку звук , на левую , какой слог получился?

А сейчас повернитесь друг к другу, приготовьте ладошки – девочкам я дарю слог Лу, мальчикам Ша, соединяем ладошки, какое слово получилось? ЛУША. Девочкам слог Лу, мальчикам слог Жа, что получилось? ЛУЖА. А теперь вместе повторите слова, которые у нас получились ЛУША – ЛУЖА.

в) Усовершенствование фонематических процессов.

Ребята, а давайте нам наши пальчики помогут назвать все звуки по порядку в словах. (Дети с помощью пальчиков, соединяя поочередно пальцы с большим пальцем, называют звуки в словах).

— Сколько звуков всего в слове?

— Сколько гласных и какие они?

— Сколько согласных и какие они?

— Какие звуки одинаковые в этих словах, а какие разные?

Молодцы, хорошо поработали, а теперь надо бы и отдохнуть.

5. Физкультминутка.

Зарядка с тетушкой совой.

6. Дифференциация звуков — в словах.

Наш Художник-Карандаш очень любит рисовать, вот он нарисовал много разных картинок и просит нашей помощи, так как не знает, кому какую подарить. Мы с вами должны посмотреть на картинки и выбрать для ШАРИКА картинки со звуком , для ЖУКА – картинки со звуком , и разместить их на соответствующий карандаш.

Дети называют картинки, выделяя голосом звуки и и определяют кому какую картинку подарить. На интерактивной доске соединяют картинку с соответствующим карандашом.

Молодцы, вот мы и помогли нашему Художнику.

7. Бука Ш, буква Ж

Давайте, ребята, вспомним, какими же буквами обозначаются наши звуки?

Ш Ж

ША ЖА

ШО ЖО

ШУ ЖУ

Прочитайте слоги.

8. Составление предложений.

Художник Карандаш очень любит рисовать, и пока мы тут с вами читали слоги, он нарисовал картины и просит вас посмотреть и составить предложения.

Дети рассматривают картинки и составляют предложения: Кошка сидит на дереве. Ежик пьет молоко. Лошадь пасется на лугу. Жирафы жуют листики. Мышка любит сыр. Жаба сидит на кочке.

9. Итог занятия.

— Ребята, о каких звуках мы с вами говорили?

— Художнику понравились все ваши ответы, ему с вами было весело, вы ему во многом помогли и он вам на память нарисовал картинки-невидимки (контурные, в названии которых есть звуки и (мишка, машина, лошадь, ежик, жук, жираф). Но Художник столько рисовал, что у него закончились краски и он вам предлагает дома разукрасит его картинки.

Незвездная история

Моя подруга опрометчиво пожаловалась на растяжки после рождения ребенка. На вопрос, что она планирует с этим делать, последовал ответ: «Ничего. Я же не модель, зачем мне абсолютно идеальное тело? Я люблю себя, выносившую этого малыша, и мой муж меня любит такой».

Идеальных людей не бывает, в своих близких любят часто эти самые несовершенства, как уникальную черту. Как видите, даже отличная работа хирурга не принесет вам счастья, если вы сами не захотите стать счастливым и полюбить себя реального. А это проблема лечиться не скальпелем. Так что прямо сейчас подойти к зеркалу, загляните себе в глаза и почувствуйте, насколько сильно вы любите себя!

Возможные отклонения

Возможные отклонения:

  1. Ребенок слишком выставляет язык между зубов, в результате чего получается шепелявый звук.
  2. Сигматизм у «Ш» появляется при сильном напряжении глубокой части языка. Тогда «Ш» заменяется на «Х».
  3. При боковом сигматизме получается «хлопок».
  4. Призубный парасигматизм — язык упирается в верхние резцы. Вместо «Ш» получается «Т».
  5. При губно-зубном парасигматизме «Ш» звучит, как «Ф».
  6. Вместо «Ш» звучит «С», это свистящий парасигматизм.

Важно рассказать ребенку, как правильно должны располагаться речевые органы. Занятия должны сопровождаться наглядными аналогиями и демонстрациями

Почему возникают проблемы с произношением буквы «Ш» шипящей

Выделяют несколько основных причин неправильного произношения:

Физиология, т.е. неправильный прикус, слишком крупный язык, высокое небо и т.д.;
Ребенок долго использует соску. В этом случае портится прикус, из-за чего страдают многие звуки, особенно шипящие и свистящие;
«Сюсюканье» с малышом. Ребенок подражает старшим, коверкая речь;
Нарушение речи у взрослых. Малыш может копировать речь родителей, если они говорят неправильно;
Завышенные требования родителей. Часто родители слишком много требуют, не показывая правильную артикуляцию;
Отставание в развитии

Если не до конца сформировано мышление, память и внимание, то речевое развитие также будет страдать;
Нарушение слуха или малыш плохо распознает звуки на слух.

Выявить точную причину проблемы может только специалист. Поэтому, если вы уже продолжительное время не можете научить ребенка выговаривать букву «Ш», то следует обратиться к специалисту.

Артикуляционная гимнастика и ее особенности

Перед каждым занятием необходимо усадить ребенка, следя за тем, чтобы он сидел прямо. Убираются все отвлекающие предметы, выключается телевизор. Отличным вариантом станут занятия перед зеркалом, чтобы ребенок видел не только артикуляцию сидящего перед ним взрослого, но и свою собственную.

Артикуляционное занятие перед зеркалом

Строгая последовательность упражнений и регулярность – вот главные принципы, обеспечивающие эффективность упражнений для органов речи. Лучше всего использовать уже готовые комплексы упражнений, учащих выговаривать те или иные звуки. Они подобраны с учетом возрастных и других особенностей ребёнка
Для того, чтобы ребенок охотнее участвовал в проведении занятия, его лучше всего учить его говорить в игровой форме, дополняя интересными для него загадками на нужную букву, песенками, потешками и прибаутками
Не стоит перегружать ребенка упражнениями

За одно занятие лучше сделать не более 2-3, но с многократными повторениями – так легче научить ребенка новому.
Вводить новые упражнения на букву «с» можно только после того, как ребенок уже как следует усвоил все предыдущие и справляется с ними без особых усилий
Для того чтобы ребенок имел возможность видеть и правильно понимать технику предложенных ему упражнений и выговаривать звуки, для занятий лучше всего использовать зеркало
При выполнении упражнений важно следить за симметрией лица ребёнка, точностью и плавностью движений, правильным темпом. Без этого эффективность упражнений будет сведена к минимуму.

Видео о постановке звука «Ш» ребенку

Как поставить звук Ш ребёнку за 1 минуту:

Логопедические игры

Логопедические игры на звук «ш», как и любые развлекательные занятия при отработке трудных звуков, нравятся малышу. Они помогают не только весело провести время, но и сформировать у дошкольников правильное звукопроизношение, умение верно употреблять данный звук в речи. Также логопедические игры заинтересовывают детей в дальнейшей работе, что помогает существенно ускорить прогресс обучения.

Автоматизация звука

Автоматизация «ш» происходит при работе со слогами, словами и предложениями. Для более приятного времяпрепровождения можно купить специальные раскраски, картинки, карточки или альбом для рисования, где вместе с ребенком можно будет изображать иллюстрации. Малыш будет рисовать и одновременно проговаривать, тем самым закрепляя навыки.

  • Сначала произносятся отдельные слоги: шо-ша-шу-шэ-ши,
  • Затем добавляются слова: шашка, шоссе, шишки,
  • И после можно переходить к предложениям, скороговоркам: шла Саша по шоссе и сосала сушку.

  Как научить ребенка говорить шипящие звуки “ш” и “ж” правильно

Звук [Ш] в середине слов (в стечении согласных):

Каштан, кашпо, золушка, катушка, корюшка, кошмар, кошка, кошки-мышки, кубышка, кумушка, пушка, мишка, мышка, пешка, шишка, брошка, квашня, клешня, клюшка, кишка, кишлак, кишмя, кишмиш, клюшка, ножка, макушка, малышня, малышка, манишка, мартышка, маршрут, масштаб, мошка, мурашки, мундштук, мушка, мушкет, мушкетёр, муштра, мышление, милашка, пампушка, парнишка, погремушка, подмышка, пустышка, пятнашки, пешка, тормашки, тошнит, тушка, тушканчик, теплушка, худышка, верхушка, хрюшка, черешня, Чебурашка, ромашка, пашня, чашка, кашка, рубашка, букашка, крошка, окошко, горошки, лукошко, ладошка, окрошка, картошка, ушки, душно, опушка, лягушка, подушка, катушка, кукушка, квакушка, ватрушка, радушный, ракушка, вышка, пышка, крышка, малышка, покрышка, Яшка, бляшка, Алёшка, лепёшка, рыбёшка, матрёшка, поварёшка, орешки, вешний, внешний, поешь, вишня, лишний, парнишка, башня, башмак, башлык, кашне, ушли, петушки, бабушка, дедушка, Алёнушка, Бурёнушка, пушнина, донышко, перышко, пятнышко, брёвнышко, брюшко, полюшко,маникюрша, маршал, кувшин, кувшинка, паршивый, худший, пшеница, пшено, торшер, траншея, фуршет, раньше, зашнуровать, заштопать, зашторить.

Ход занятия:

1. Дети стоят в кругу. Начинается занятие с игры «Цепочка слов».Дети подбирают слова на последний звук заданного слова.

2. Сели за столы.

«Какая буква лишняя»

-Возьмите листочки и напишите в ряд буквы, с которых начинаются эти слова (Картинки:ключ, морковь, игла, замок, душ, рыба)

-Назовите буквы, которые вы написали.

-Как считаете, какая буква лишняя и почему.

-Чем отличаются гласные от согласных?

3. Знакомство со звуком «ш»

-Закройте глаза и послушайте ш-ш-ш

-Что вы слышите?

-Какой звук слышится в шуме листьев?

-С чем еще можно сравнить звук «ш»

4. Артикуляция звука.

Произнесли звук тихо, громче, снова тихо.

-Как высчитаете, звук «ш» гласный или согласный и почему?

-Какие бывают согласные звуки? (твердые, мягкие)

-Звук «ш» всегда бывает только твердый. Какой вы знаете еще звук, который бывает только твердый?

Определить звук «ш» глухой или звонкий?

Вывод: Звук «ш» — согласный, твердый, глухой, шипящий.

-Поиграем язычком. Ша-ша-ша-ай да каша хороша.

Шу-шу-шу-шубу я уже ношу.

Закрепление.

-найдите картинку, в которой есть звук «ш» и расскажите все о нем.

5. Знакомство с буквой.

-Чем отличается звук от буквы? Звук «ш» обозначается буквой «ша». Сравнить большую и маленькую. На что похожа? Придумайте слова, которые начинаются на звук «ш».

Физминутка «Кузнечики».

6. Звуковой анализ слова «шапка».

Один ребенок выполняет у доски, остальные в тетрадях.

-Сколько звуков?

-Сколько согласных?

-Сколько гласных? Сколько слогов? Почему так считаете? Произнесите слово так, чтобы был слышен ударный звук.

7. «Буквы заблудились»

-Что можно составить из букв? (слово)

-Давайте из этих букв составим слово. А Р Ш Ф.

8. Составление предложений.

-А что можно составить из слов?

-Давайте составим предложение по схеме, но чтобы в этом предложении было слово «шарф».

-А теперь вы запишите схему к моему предложению. «Девочка Саша любит кашу».

Один ребенок работает у доски, все проверяют.

9. Знакомство с правилом. Звук «ш» всегда остается твердым. Мы видим при чтении и пишем букву «и», а произносим звук «ы». Давайте попробуем почитать слова с этим сочетанием.

-А какое еще словосочетание пишется через «и»? (жи)

Чтение слов.

-Вставьте вместо точек букву «ша» и прочтите слова.

10. Игра «Что лишнее»?

(Ветка, лиса, роза, лейка). (Шнурок,штора, сани, шторм).

11. Игра «Найди вторую половину слова»

-Найдите вторую половину слова и соедините их линиями.

12. Чтение текста.

Один, два ребенка читают, остальные пересказывают.

Итог занятия.

С какой буквой познакомились? Что узнали о звуке «ш»? Какое правило запомнили?

Буква «Ш» в различных азбуках, языках и системах

ШШура

В качестве примеров приведем также слова из разных областей, начинающихся на букву «Ш». Среди них имена собственные и нарицательные, общеизвестные и редкие.

#
Слова

Слова начинающиеся на букву «Ш» Шок, школа, шкаф, шантаж, шило Слова заканчивающиеся буквой «Ш» Алкаш, беляш, лаваш, камыш С буквой «Ш» в середине слова Душа, ишак, каша, башня, акушер, вишня Слова содержащие несколько букв «Ш» Шалаш, шишка, кишмиш, вошедший Страны Швейцария, Швеция, Шри-Ланка. Смотреть все страны на букву «Ш»
Города Шанхай, Штутгарт, Шахты. Смотреть все города на букву «Ш»
Животные Шмель, шпрот, шиншилла. Смотреть всех животные на букву «Ш»
Овощи, фрукты и ягоды Шелковица, шпинат. Профессии Швея, шеф-повар, шоумен, шофёр, штурман, штукатур. Смотреть все профессии на букву «Ш»
Все имена на букву «Ш» со значениями и происхождением Мужские имена Шерлок, Шамиль, Шарль, Шота. Смотреть все мужские имена на букву «Ш», а также их значение и происхождение Женские имена Шакира, Шерил, Шарлотта, Шейла. Смотреть все женские имена на букву «Ш», а также их значение и происхождение

Стихи

* * *Что у нас в лесу на букву Ш?Это шишка шлепнулась, шурша.Шмель и шершень шумно шарят в кашке.Шебуршат в шиповнике букашки.Что еще в лесу на букву Ш?Шум и шорох возле шалаша.

Про букву Ш

Жила-была в Азбуке буква Ш. Она была уже довольно немолода, впрочем, как и все буквы, и стояла почти в самом конце Алфавита. Она была вся шероховатая, немного шепелявила, чаще всего разговаривала шепотом и любила одеваться в шерстяные вещи.

У нее была сестра – буква Щ — жуткая щеголиха. Она была очень веселой и озор-ной: постоянно она щебетала да щипалась. Она не хотела быть похожа на свою старшую сестру, и поэтому приделала себе хвостик. Этим хвостиком она любила щекотать букву Ш, а та шарахалась от нее и сердито шипела, закутываясь в шаль:

— Ну, хватит уже шутить и шалить, а то заставлю тебя платить штраф!

Игры и упражнения на автоматизацию звука [Ш] в слогах:

1.Упражнение «Повтори слоговые цепочки». Просите ребенка произносить ША-ША-ША и при этом шагайте пальчиками по Бродилкам, выполняя задания. Когда ребенок научится говорить эти слоги, можно переходить к другим или чередовать их.

ша — шо — шу — ши; ша — шу — ши — шоша — шо — ша — шу; ши — ша — шу — ши

аш — ош — уш — ыш; яш — ёш — юш — иш — ешаш — яш — уш — юш; яш — ёш — юш – уш

2. Упражнение «Доскажи слово» — скажи «ШИ»У- …; мы- …; гало- …; камы- …;каранда- …; гру- …; кры- …; малы- …;

3. Упражнение «Доскажи слово» — скажи «ША»Ма- …; Да- …; Алё- …; Ната- …;Гри- …; гру-…; кры- …; ни- …; лап- …;

4. Упражнение «Доскажи слово» — скажи «ШКА»Пу- …; мо- …; поду- …; вы- …;лягу- …; бабу- …; деду- …; игру- …;

Полезные советы:

  1. В начале каждого занятия по автоматизации звука проводим 2-3 упражнения .
  2. Во время занятия следите за правильной артикуляцией звука (см. артикуляционную гимнастику).
  3. Слова произносим медленно, четко выделяя звук . Слова повторять 2-3 раза.
  4. Занятия проводятся регулярно по 20-25 минут в зависимости от возраста ребенка и чередуя игровые упражнения.
  5. При первых признаках усталости проведите физминутку. Очень полезны для снятия напряжения и эмоционального расслабления .
  6. Занятия должны проводится в доброжелательной и комфортной для ребенка обстановке.

На нашем сайте Вы можете скачать картинки форматом А4, разрезать их на карточки, желательно заламинировать для долгосрочного использования и заниматься с удовольствием.

Обследование произношения звука «ш»

Обычно на проблемы с произношением указывают воспитатели детского сада или учителя. Родители же могут многое в речи ребенка списывать на индивидуальные особенности и не замечать назревающих трудностей. Стоит уделить несколько минут в рамках ежедневных упражнений с книгами, чтобы протестировать звукопроизношение у ребенка.

Существует по крайней мере два способа проделать процедуру самостоятельно: наблюдение и упражнение. В первом случае потребуется достаточно продолжительное время, чтобы подметить, как малыш выговаривает звуки. Во втором — нужно 25-30 минут усидчивости и проделывание нескольких несложных упражнений.

1. Слоги.

Начните с двухбуквенных сочетаний:

.

Затем переходите к трехбуквенным с двумя гласными:

.

Следующий блок — сочетания «ш» с согласными:

.

Более сложные:

и .

Четко произносите все звуки, намеренно выраженно артикулируйте, чтобы за вами было легко повторять. По мере выполнения упражнения подмечайте, какие из сочетаний даются ребенку наиболее сложно. Аналогичным образом работают и со звуками «щ», «ж», «ч».

2. Слова.

Чтобы немного разнообразить урок новым видом деятельности, подготовьте заранее карточки с известными предметами, в названии которых есть трудный звук:

  • Рядом с гласными: мышь, камыш, душ, ландыш, шапка, шуба, машина, калоши, шалаш, карандаш, шинель, шея.
  • Рядом с согласными: кошка, шлепки, шляпа, шкаф, шпилька, шмель.
  • Встречается дважды: шишка, шашки, шушукаться, шуршать.
  • С другим сложным звуком: шар, шарф, шкура.

3. Предложения.

Автоматизация звука «ш» в предложениях требует готовности речевого аппарата. Поэтому тест с предложениями покажет, насколько ребенок овладел искусством ш-артикуляции:

  • Мышь за печкой шуршит.
  • Папа Маше шапкой машет.
  • Я рубашку сшила мишке, я сошью ему штанишки.
  • Всем известная скороговорка про Сашу на шоссе и др.

При любых затруднениях на этом этапе не стремитесь закончить блок. Лучше вернитесь к словосочетаниям из предыдущего блока: кошка в шапке, вышел из душа, шарфик для Даши и т.д. и завершите тест на позитивной эмоциональной ноте.

Дополнительные советы, которые научат ребёнка говорить

Также используем дополнительные советы, которые не только произносить звуки, но и научат ребёнка говорить

Расширяем кругозор. Ребенок должен, как можно больше гулять в разных местах. Видеть разную обстановку, людей, зверей, природу. Так формируется запас знаний об окружающей среде. Детям, которые видят и чувствуют больше, намного проще высказывать даже свои чувства. Чем больше эмоций и опыта, тем раньше начнет лопотать малыш

Постоянно разговариваем с ребенком. Если с ребенком сидеть в тишине, он намного позже заговорит. Малыш должен всегда слышать разговорную речь. Общаемся с ребенком проговаривая все в слух, что видим, что делаем

Читаем книжки. Делаем это с выражением, с пояснительными комментариями Малыши любят слушать одни и те же сказки и стишки по несколько раз. Для детей это наиболее легких метод восприятия

Поем песни. Детишки очень любят петь. Поем наигрывая на инструменте или просто слушаем и поем, побуждая малыша поддержать вас. Это один из лучших вариантов, так детки очень любя музыку.

Обозначаем объекты внимания. Русский язык обширен
Для того чтобы ребенок для начала запомнил хотя бы несколько слов, почаще концентрируем внимание на каком то часто повторяющемся объекте. Поехал паровоз, идет мальчик, гуляет собака и т.п.
После этого обязательно интересуемся у малыша, как называется этот объект

Разговариваем грамотным, взрослым языком. Не сюсюкаемся и не говорим языком младенца. Слова «абака» вместо собака, и т.п. не повторяем, говорим правильно

Не делая на этом сильный акцент

Слушаем что говорит чадо! Важное условие для мамы и папы, умение внимательно слушать и слышать все что говорит малыш. При любом обращении к родителям, ребенок должен чувствовать уважение и внимание

Невнимание ребенок очень четко чувствует. Поэтому все общения прекращаем, если ребенок обращается с каким-то вопросом или просьбой. Даже если совершенно не понятно, что лопочет малыш. Важно само общение

Прививаем малышу способность слушать. Для развития речи ребенка в отношении интонации необходимо учить слушать. Это касается не только речи мамы и папы, но и ко всем посторонним звукам. В этот момент важно пояснять каждый звук

Взаимообратный разговор. Если не понятно, о чем говорит чадо, читаем различные знаки, которыми объясняется ребенок. Если малыш снимает штанишки и что-то лопочет на своем языке, возможно он хочет писать. Спрашиваем у него об этом. И делаем выводы по его дальнейшей реакции. Только избегаем слов » что ты там лопочешь, ничего не понимаю, отстань». Это может отбить желание взаимного диалога

Не торопим события. Желание быстрее услышать разговор малыша, существует у каждого родителя. Но не каждые мама и папа обладают терпением. Не стоит торопить кроху, не стоит и задерживать.  Многие мамы и папы от нетерпения произносят: «ну что же ты молчишь!», «что за ерунду ты говоришь, откуда ты нахватался этих фраз?». Ребенку станет обидно от этого. У него пропадет желание к процессу обучения разговорной речи.

Источники

  • https://myintelligentkids.com/formirovanie-pravilnogo-zvukoproiznosheniya-shipyashhix-u-doshkolnikov-v-domashnix-usloviyax
  • https://lovingmother.ru/uxod-za-rebenkom/razvitie-rechi/kak-nauchit-rebenka-govorit-bukvu-sh.html
  • https://GotovlusKShkole.ru/sovety_logopeda/postanovka-zvukov/logopedicheskie-uprazhneniya-na-zvuk-sh-dlya-rebenka
  • https://Razvivashka.online/razvitie-rechi/govorit-bukvu-sh
  • https://razvitie-vospitanie.ru/kak_nauchit/rebenka_govorit_bukvu_sh.html
  • https://VseoRechi.ru/razvitie-rechi/deti/postanovka-zvuka-sh.html
  • https://malchishki-i-devchonki.ru/kak-nauchit-rebenka-govorit-bukvu-sh-i-zh-uprazhneniya-i-sovety.html

Обследование произношения звука «Ш»

При обследовании произношения специалист должен выяснить, как произносится проверяемый звук в отдельности, в словах, речи. Для этого могут использоваться изображения, в названия которых входит «Ш»

Важно, чтобы он занимал разное положение и сочетался с другими звуками. Маленького ученика просят произнести стихотворение, в которых слова имеют «Ш»

Если ребенок нечетко произносит изолированный «Ш» — нужно вначале поставить этот звук, а потом закреплять его произношение в речи. Если же ребенок правильно произносит отдельный звук, а дефект наблюдается только в словах, нужно поработать над его закреплением в речи.

Правила проверки в домашних условиях:

  1. Ребенок в спокойном состоянии, повторяет нужные слова за одним из родителей. При форсированном произнесении звук часто искажается.
  2. Ребенок не один раз произносит нужный звук. Иногда дети даже при наличии дефекта могут имитировать правильное звучание и нарушение удается заметить не сразу. Услышать дефектное выговаривание проще в словах, где «Ш» произносится вместе с другими согласными. Для проверки ребенку следует выговорить такие слова: каштан, кашне, пунш, мундштук.

У одних детей проблему можно победить на первых занятиях, у других с дефектом борются поэтапно в течение некоторого времени, подбирая соответствующие задания и приемы.

Когда надо обратиться к логопеду

Искажение и замена звуков у трехлетних детей не считается отклонением. Но если в 2 года у ребенка отсутствует речь, то стоит пойти на консультацию к специалисту. Только к 5 годам заканчивается формирование фонетического ряда. Постановка «Ш» происходит между третьим и пятым годами жизни.

Нарушение произношения «Ш» исправимо и часто устраняется сравнительно легко. Главное, чтобы занятия были регулярными и систематичными

Важно, чтобы сам маленький ученик имел желание исправить речь и правильно выговаривать «Ш»

Ребенок и родители должны проявить во время уроков терпение и настойчивость. Если результаты будут невелики, то стоит обратиться к логопеду. Специалист может поставить «Ш» от опорного звука с механической помощью, при помощи зонда или шпателя.

Шипящие в речи ребенка

К шипящим относятся — , , , . Формирование их правильного произношения происходит между третьим и пятым годом жизни малыша.

Неправильное произношение «Ш»: виды, причины

Искажение или полное отсутствие в речи ребенка шипящих называется сигматизмом. В зависимости от вида неправильной постановки, выделяется 4 вида сигматизма:

  • Парасигматизм — устойчивая замена другим звуком. Губно-зубной — зубной — замена на . Призубной — замена на . Шипящий — замена на . Свистящий — замена на  или . Происходит при неправильном прикусе или нарушенном фонематическом слухе. Пример: шапка — тапка.
  • Сигматизм межзубный — тот самый «шепелявый» звук. Происходит из-за укороченной уздечки или узкого мягкого неба.

Занятие со специалистом

  • Сигматизм боковой — звук звучит не твердо, как должен, а хлюпающе, как будто малыш набрал в рот воды. Наблюдается из-за бокового открытого прикуса или слабых языковых мышц.
  • Сигматизм носовой — у дошкольника сильно напрягается задняя спинка языка, и  получается произнести с носовым «отзвуком».

Прежде чем разбираться, как научить ребенка выговаривать букву ш, следует понять причины нарушения. Часто обычный визит к ортодонту, в процессе которого происходит коррекция прикуса или верхнего неба, заканчивается долгожданным «шипением» малыша. В ином случае появляется необходимость вырабатывать правильный артикуляционный уклад на логопедических занятиях.

Артикуляционная гимнастика для постановки шипящих

Прежде чем требовать от малыша выговорить шипящий звук, необходимо провести подготовительную артикуляционную гимнастику. Время ее проведения — не более 10 минут. Несмотря на быстрый темп (чтобы дошкольник не заскучал), ребенок должен выполнять каждое упражнение тщательно, т. к. от гимнастики напрямую зависит, как быстро получится научить ребенка говорить звук .

Основные задания в артикуляционной гимнастике:

  • Заборчик — широкая улыбка с зубами.
  • Трубочка — губы собираются в трубочку, между губами небольшой просвет.
  • Чередование заборчик — трубочка.
  • Бегемот — широко открыть рот и подержать некоторое время.
  • Лопатка — широкий распластанный язык положить на нижнюю губу. Можно «прикусывать» языком, чтобы сделать его шире.
  • Домашнее варенье — облизать кончиком языка верхнюю, а затем нижнюю губу.
  • Кисточка — кончиком языка поводить по мягкому небу — от горла к зубам и обратно.

Артикуляционная гимнастика

Задания на определение позиции звука в слове

В начале занятия можно также заниматься развитием фонематического слуха — определять положение звука в слове. Для этого понадобится богатый речевой и предметный материал.

  • Ребенку предлагается хлопнуть, если он услышит «песенку змеи (звук )». При этом произносятся слова, содержащие нужный звук, либо не содержащие. Не стоит произносить слова с другими шипящими или смешиваемыми свистящими звуками.
  • Малышу выдается небольшая табличка с 3-мя окошечками, обозначающими начало, середину и конец слова. А также фишку (кубик/нарисованный звук). Педагог говорит условие: «Я буду называть слово, а ты положи фишку туда, где находится звук ».

Гимнастика для четкого произношения

Чтобы верно произносить шипящие звуки, в логопедии в комплексе используется артикуляционная и дыхательная гимнастика. При этом обязательно следует помнить о правильном положении органов артикуляции: губ и языка.

Дополнительная информация! Дыхательная гимнастика направлена на развитие плавного выдоха. Чтобы приучить малыша выполнять дыхательные упражнения, нужно изготовить яркий и интересный дидактический материал. Например, цветок с сидящей на нем бабочкой, которую по условию задания нужно сдуть.

Методические основы для родителей

Важно знать правильное положение языка и губ при произнесении звука, чтобы проработать упражнения дома

  • Губы в положении «трубочка»;
  • Язык широкий, кончик приподнят кверху;
  • Боковые части языка соприкасаются с зубами верхней челюсти;
  • Между небом и языком образуется небольшая щель в районе верхних резцов.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector