Буква «ц» — мягкая или твердая? правила русского языка

Содержание:

Характеристика и артикуляция фонемы Ц

Объясните малышу структуру звука, качественные характеристики (звонкий или глухой, парный или непарный), а также природу образования речевым аппаратом буквы, чтобы ему было легче понять, как получается фонема. «Ц» — непарный глухой звук. Он не имеет пары по мягкости и всегда твердый. Он не смягчается гласным звуком, идущим после него (цирк или цифра ).

Артикуляционный профиль «Ц»:

Описание артикуляции звука «Ц»:

  1. Положение языка:
  • кончик делает упор вперед на нижние зубы;
  • орган приподнят и выгнут словно гора;
  • спинка смыкается с небом;
  • боковые стороны напрягаются;

При выходе воздушной струи переднюю часть языка быстро отодвигаем от неба. Его кончик немного отдергиваем от нижних резцов. Так усиливается толчок воздуха на выходе.

2. Губы держим улыбающимися.

3. Резцы сомкнуты или максимально приближены (при изолированном воспроизведении).

4. Голосовые складки расслаблены. Вибрация отсутствует.

Во время воспроизведения фонемы «Ц» воздушная струя должна быть сильной, взрывной на выдохе. Такая характеристика свойственна фонеме «Т». Свистящий оттенок придает буква «С». Но правильное произношение «С» и «Т» еще не означает отсутствие проблем со звуком «Ц».

В славянских языках

В отличие от русского языка, где буква «ц» всегда твердая, вопрос парности буквы «ц» в других языках славян, в том числе, болгарском, белорусском или украинском решен иначе. Здесь буква «ц» может быть, как в «мягком», так и в «твердом» варианте. Мягкое произношение «ц» в словах «перец» или «птица» звучит как «перець» и «птиця». Фамилии украинского происхождения легко определить по тому же признаку: в них присутствует мягкая буква «ц», состоящая из звуков (Кацюба).

Сочетание двух мягких звуков все чаще трансформируется в один звук . Особенно это проявилось в белорусском и польском языках, где буква «ц» произносится как .

Как правильно научить ребенка произносить звук «Ц»

Если в речи уже присутствуют звуки «С» и «Т», можно смело приступать к постановке «Ц». Используйте слухо-зрительный прием, который заключается в прослушивании изучаемого звука в слогах и сопоставлении с другими согласными (палец — лес, ац — ас, цветы цветут — свет светит).

Изучаем букву «Ц»: попросить ребенка повторить предложенные слова (птенец, цветок, заяц, кузнец, синица, цех, гонец), словосочетания (цокот копыт, народный танец, смелый боец, отец поцарапал палец, певец вышел на сцену, в конце пути).

Как только у ребенка получилось произнести звук «Ц», следующим шагом является автоматизация. Чистоговорки, забавные стихотворения и потешки — это лучшие помощники логопеда в таком процессе.

Ец-ец-ец — прискакал гонец.

Ец-ец-ец — в гнезде сидит птенец.

Ца-ца-ца — стоит Маша у крыльца.

Ца-ца-ца — у веревки два конца.

Цо-цо-цо — на руке блестит кольцо.

Цо-цо-цо — у Кати милое лицо.

Цы-цы-цы — на огороде огурцы.

Цы-цы-цы — за детьми пришли отцы.

Цу-цу-цу — это платье вам к лицу.

Цу-цу-цу — я споймала курицу.

Мы по азбуке шагали,

Сейчас учим букву Ц,

Это звук стоит в начале,

В середине и в конце.

Слоги с буквой Ц изображенные на карточках для игрового обучения.

Согласные звуки: [ж]

Он встречается в следующих словах:

  • жизнь .;
  • жидкий ;
  • жимолость ;
  • живой ;
  • дрожит ;
  • сторожит ;
  • жужжит ;
  • рыжий ;
  • блажит .

При сравнении написания и звучания можно вывести следующее заключение: после этого согласного пишется буква и
, а слышится звук . При выборе этой орфограммы нужно руководствоваться правилом: ЖИ пиши с буквой И.

Для игры с ребёнком в целях отработки навыка правописания можно использовать, например, такой текст:

Жужжит жук над жимолостью. Он живёт где-то рядом с жужелицей. Она сторожит от него своё жилище. А рыжие ежи бегут мимо лужи. В её жидкой жиже отражается куст — совсем как живой, только перевёрнутый.

Пары и «непары»

Необходимо выяснить, может ли быть глухая буква «ц» твердой или мягкой. У нас имеется группа непарных букв. Это — й, х, л, ц, м, ч, н, щ, р, части из которых соответствуют мягкие пары, а некоторые только таковыми согласными буквами и являются.

Это согласные, называемые в русском языке сонорами: , , , , , , , , . В их произношении принимает участие верхнее небо.

Среди них буквы «ц» нет.

Оставшаяся часть состоит из букв, произношение которых связано с шипением: , , , , . Из них одна буква является парной по принципу мягкости-твердости, две буквы могут быть только мягкими — «ч» и «щ», а четвертая буква не имеет пары по мягкости, соответственно является твердой.

Вопрос о том, является ли буква «ц» мягкой или твердой решен: шипящая буква «ц» в русском языке может быть только твердой.

Твердые и мягкие согласные звуки

Согласные делятся на твердые и мягкие, такое деление обусловлено различием положением языка при их произнесении. Когда произносим мягкие согласные, тогда средняя спинка языка поднята к твердому нёбу. Отметим также, что кроме того, что согласные делятся на твердые и мягкие, они могут быть парными и непарными.

Например, буква «к» может обозначать как твердый звук , например, в слове кот, так и мягкий звук , например, в слове — очки. Получаем, что звуки и образуют пару по твёрдости-мягкости. Для согласных звуков, у которых есть пара по твёрдости мягкости, справедливо следующее правило:

  • согласный звук является твердым, если после него стоят гласные: а, о, у, ы, э;
  • и является мягким, если после него стоят гласные: е, ё, и, ю, я.

В русском языке существую буквы, у которых звук, который они обозначают может быть только твердым (, , ), либо только мягким (, , ). Такие звуки не относятся к парным звукам, а являются непарными.

Твердые и мягкие согласные

Отличительные признаки мягких и твердых звуков

Когда следом за согласной идут буквы а, о, у, ы, э , то мы точно можем сказать: эта согласная- твердая. Проверим: дом, сад, гусь, сыр, рэп. Здесь первые звуки в словах , , , , – твердые.

Если две согласные подряд, то первая даст твердость. Проверим: смена – . Твёрдый знак ъ – показатель твердости согласного: , .

Когда следом за согласной идут буквы е, ё, и, ю, я , то мы точно можем сказать: эта согласная- мягкая. Проверим: лев, лён, сила, мюсли, мяч. Здесь первые звуки в слове , , , , – мягкие.

Так же мягкий знак, стоящий за согласной, помогает ребенку определить мягкость. Проверим: , , . Заметим, что мягкую в середине слова, всегда на письме обозначаем мягким знаком ь: , . Для других букв нужно сверяться со словарём.

Звонкие

При их образовании форма языка близка к форме, производящей глухие, но добавляются вибрации. Звонкие согласные звуки создают активные вибрации связок. Вибрации деформируют звуковую волну
, и в полость рта попадает не чистый поток воздуха, а звучание. В дальнейшем он дополнительно преобразовывается языком и губами.

К звонким согласным принадлежат: б, в, г, д, ж, з, й, л, м, н, р.

При их произношении в области гортани явно чувствуется напряжение. Кроме того, проговорить их четко шепотом практически невозможно.

Слово, в котором все согласные звуки звонкие: Рим, гордыня, зола, лиман.

Сводная таблица согласных (глухие и звонкие).

Именно за счет смены звучания русская речь обогащена различными словами, близкими по написанию и произношению, но абсолютно разными по значению
. К примеру: дом — том, суд — зуд, код — год.

§6. Твёрдые и мягкие согласные

Согласные различаются не только по глухости-звонкости, но и по твёрдости-мягкости.Твёрдость-мягкость – второй важнейший признак согласных в русском языке.

Мягкие согласные отличаются от твёрдых особым положением языка. При произнесении твёрдых всё тело языка оттянуто назад, а при произнесении мягких сдвинуто вперед, а средняя часть языка при этом приподнята. Сравните: – ,  – . Звонкие мягкие звучат выше, чем твёрдые.

Многие русские согласные образуют пары по твердости-мягкости:  – , – и другие. Таких пар 15.

Пары по твёрдости-мягкости: и ,   и , и , и , и , и , и , и , и , и , и , и , и , и , и . 

Но есть звуки, у которых нет пары по признаку твёрдости-мягкости. Например, у звуков , ,  нет мягкой пары, а у и – твёрдой.

Непарные по твёрдости-мягкости

Твёрдые непарные: , , .

Мягкие непарные: , , . 

Советы родителям

Самый главный совет, который можно дать родителям ребенка, которых беспокоит его развитие, – меньше волноваться. Большинство детских проблем надуманы, особенно если речь идет о первом ребенке.

Если ребенок не понимает разницы между мягкими и твердыми звуками еще дотого, как большинство детей выучат буквы, – это также не повод для беспокойства.

Если же у ребенка не получается научиться отличать звуки в то время, когда другие это делают легко и быстро, а самостоятельно справиться с проблемой не получается, то возможно, эффективнее будет обратиться к специалисту. В данном случае больше поможет логопед, чем преподаватель языка

Малышу важно не заучить звуки, а научиться их различать. Это можно сделать, только поняв природу происхождения звуков

Кто, как не логопед, объяснит это во всех деталях и тонкостях, используя большую базу упражнений и опыта.

Мыслительные операции требуют не только наличия учебного дидактического материала, но и подходящего места для занятий

Те, кто думает иначе, просто недооценивают важность отдельного стола и стула, принадлежащих только малышу. За собственным рабочим местом кроха не только чувствует себя старше, но и начинает понимать возложенную на него ответственность, а также иначе относится к процессу обучения

Однако это не значит, что из обучения необходимо убрать элемент игры. Иногда она не менее важна, чем осознание серьезности происходящего. Например, складывать мозаику из тех же цветных карточек удобней и интересней на полу, где можно отлично устроиться на ковре, который также является границей.

Детям вообще очень нужны границы и правила. Они не только дисциплинируют, но и позволяют обрести уверенность в завтрашнем дне и своих силах. Ведь дети знают, что их ждет в пределах этих границ и правил, а также что последует за их нарушением. Уверенность – еще одна важная составляющая успеха!

Ну и самый последний способ самостоятельно выучить твердые и мягкие звуки – это купить или сделать карточки со слогами. Они продаются во всех книжных магазинах. Это яркие и удобные дидактические материалы, эффективность использования которых подтвердили тысячи родителей и педагогов. Если же у вас нет возможности или желания покупать эти карточки, их можно сделать собственноручно или при помощи ребенка. Его активное участие в процессе создания позволит ему еще лучше усвоить информацию, что вам и нужно.

Мягкие и твердые

Когда ребенок выучит, что в русском языке 21 согласная буква, и запомнит каждую из них (б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ), можно смело рассказывать ему о том, что они бывают твердые и мягкие.

Начнём с исключений. Существуют всегда мягкие согласные звуки, которые никогда не становятся твердыми, какая бы буква за ними не следовала. Есть и их полная противоположность всегда твердые, которые не хотят становиться мягче.

Таким образом, можно начертить вместе с первоклассником таблицу, которая поможет ему запомнить, что существуют неизменяемые по мягкости / твердости звуки. Позвольте ребенку первое время при выполнении заданий держать ее перед глазами до тех пор, пока он хорошо не запомнит содержимое таблицы.

(несмотря на наличие букв а, о, у, ы, э позади них)

(несмотря на наличие букв я, ю, и, е, ё или мягкого знака позади них)

, ,

, ,

Как образуются мягкие звуки в русском языке

Прежде, чем следовать дальше, проверьте, запомнил ли школьник целых 3 важных правила:

  1. только звук, а не буква, бывает мягким или твердым,
  2. как определить мягкость или твердость по гласной,
  3. все ли мягкие имеют твердые пары.

Таблица твёрдых и мягких звуков

Буква и звук Й

Буква Й
(и краткое) обозначает звук [й»
]: рай
[рай»
].

Буква Й
пишется:

  1. В начале слов:

    йод, йогурт
    .

  2. В середине слов, перед согласными буквами:

    лайка, майка, кофейник
    .

  3. В конце слов:

    рай, май, твой
    .

Звук [й»
] встречается чаще буквы Й
, так как он появляется в словах, где нет буквы Й
, но есть гласные Я, Е, Ю
и Ё
. Рассмотрим, в каких случаях звук [й»
] встречается в словах, не содержащих букву Й
:

  1. гласные Я, Е, Ю
    и Ё
    стоят в начале слова:

    яма
    [й»ама
    ],

  2. гласные Я, Е, Ю
    и Ё
    стоят после гласных:

    дует
    [дуй»эт
    ],

  3. гласные Я, Е, Ю
    и Ё
    стоят после разделительного твёрдого знака (Ъ
    ):

    въезд
    [вй»эзд
    ],

  4. гласные Я, Е, Ю
    и Ё
    стоят после разделительного мягкого знака (Ь
    ):

    льёт
    [л»й»от
    ],

  5. гласная И
    стоит после разделительного мягкого знака (Ь
    ):

    ульи
    [ул»й»и
    ].

Переход из детского сада в первый класс не только важное и радостное событие в жизни ребенка, но и большой стресс, ведь в школе дети вынуждены получать и усваивать большое количество информации в короткие сроки. Однако не любую тему новоиспеченный школьник легко освоит

Например, некоторым первоклассникам сложно научиться различать твердые и мягкие согласные звуки за небольшой промежуток времени, обозначенный в учебном плане 1 класса.

В таком случае на помощь ученику должны прийти родители. Но не имеющим педагогического образования папам и мамам тяжело самостоятельно объяснить малышу разницу в звуках. Попытаемся разобрать основные принципы, по которым сделать это будет намного проще.

Замена Ж на Ш

Звук не является шипящим. А два других называются именно таковыми. В слабой позиции (на конце слова или перед глухими согласными) звук заменяется :

  • замуж ;
  • уж ;
  • невтерпёж ;
  • ложка ;
  • рожки .

Текст диктанта по этой теме, который поможет интересно провести тренировочную работу над данной орфограммой:

Это происходит всегда, когда звуки согласные, звонкие, твердые в слабой позиции заменяются такими же, только глухими.

Сестрицы Голицыны собрались замуж. Им уж невтерпёж. И приданое готово: ложки, кружки, подушки, сапожки, кадушки, плошки, чашки, поварёшки. И вот на дорожке показались дрожки, там едут Серёжка, Алёшка, Прошка и Олежка — сестрицыны женихи. Тут и сказке конец, и жили они долго и счастливо.

§ Развивающие игры для закрепления материала

Первоклассники, хоть уже и школьники, но еще малы, и отказываться от обучения в игровой форме не стоит. Поэтому предлагаем несколько развивающих заданий, благодаря которым детям будет проще усвоить новый материал.

 Угадай-ка

Пишем таблички с транскрипцией слов. Задача ребенка назвать слово и назвать мягкие звуки. Таблички лучше всего делать яркими и крупными, тогда детям интереснее будет на них реагировать.

Чтобы начать игру выбираются легкие слова: ; ; ; . А в конце можно усложнить задание и дать такие слова: ; ; .

Играя, ребенок визуально запоминает обозначение мягких согласных звуков и получает практические навыки использования знаний при письме.

 Выбирай твердые!

Игра по аналогии со «съедобное – не съедобное»

Чтобы игра заинтересовала внимание детей используется мяч. Учитель выстраивает детей в круг и произносит слог, если согласный твердый – ребенок ловит мяч, а если мягкий – нет

После того как ребенок словил мяч, он должен самостоятельно придумать новый слог и бросить мяч другому игроку.
Игра позволяет детям быстрее различать твердость и мягкость согласных звуков.

 Найди пару

Детям даются слова с употреблением первой согласной в твердой форме, а ребенок должен придумать слово, в котором первый согласный будет мягким. Например, выдаются слова: рад, лак, мыл, воз. А дети должны подобрать: ряд, люк, мел, вез (если дети придумают другие слова, но в правильном мягком употреблении согласной, необходимо засчитать как верный ответ). Если ребенок придумает несколько слов, необходимо его похвалить.
Эта игра развивает фантазию ребенка и расширяет его словарный запас, когда дети делятся написанными словами.

 Физкультминутка

Учитель говорит слова, начинающиеся на согласные. Если первый согласный звук твердый, дети должны присесть, а если слово начинается с мягкого согласного, то дети выпрыгивают и поднимают руки вверх.
Эта игра всегда воспринимается детьми с радостью. Потому что засидевшись на уроке, позволяет им размяться. А еще неплохо развивает реакцию и способность внимательно воспринимать информацию.

 Споем друзья!

Учитель напевает любую известную мелодию, используя слоги с твердыми согласными (например, мелодия «В лесу родилась елочка»). А дети должны в ответ напевать эту же согласную, только в мягком употреблении.

Учитель: Па-па-па…

Дети: Пи-пи-пи…

У: Хо-хо-хо…

Д: Хи-хи-хи… и т. д.

Игра не только быстро учит различать твердость и мягкость согласных, но и позволяет детям проявить свое творчество.

При практических занятиях очень важно уделять больше внимания проведению занятий в игровой форме. В процессе игры ребенок лучше усваивает и запоминает информацию, которую взрослые пытаются ему донести

Чем интереснее игра, тем лучше запомнится урок. Если детям давать только сухие правила и упражнения, они быстро теряют интерес к процессу обучения, и не будут вникать в суть правил.

Упражнения на формирование артикуляционной моторики и речевого дыхания

Перед постановкой звука необходимо подготовить органы артикуляции для формирования нужного уклада, делая гимнастику. Подбирать их нужно с учетом произношения опорных звуков. В случае с Ц − это Т, С. Но упражнения на формирование правильного уклада для этих фонем практически такие же, как для Ц. Если ребенку трудно удерживать губы в положении улыбки, то вам нужно потренировать эту позу.

Также нужно нормализовать мышечный тонус языка, приобретите для этого набор для логопедического массажа.

Ребенок может сам его шлепать губами и несильно покусывать. Все упражнения для языка должны сформировать умение удерживать его внизу, а сам он должен быть широким и в расслабленном состоянии. Просите малыша сделать язык похожим на горочку и зафиксировать в таком положении.

Кроме заданий на удержание определенного положения, включите в комплекс и задания на динамику. Это движения языка вверх-вниз, в стороны, предложите почистить им зубы и облизать губу. Но во всех упражнениях тренировать нужно нижнее положение языка, чтобы сформировать правильную основу для произношения свистящих.

Если у ребенка носовой сигматизм, то обязательно в комплекс подготовительных работ нужно включать задания на формирование правильного речевого дыхания и сильной воздушной струи. Можно сначала учиться вдыхать через нос − выдыхать через рот в положении лежа. Обязательно делайте акцент на работе диафрагмы, положите руку ребенка на эту область.

Для тренировки сильного выдоха предложите ребенку поиграть на дудочке или сыграйте в игру «Кто дальше задует ватку или перышко». Можно выполнять упражнения на дыхание, положив широкий язык на нижнюю губу, так вы не только будете тренировать силу выдоха, но и нижнее положение языка.

Буква «Ц» и ее произношение

Итак, буква «Ц» не образует пары, следовательно, она относится к непарным, глухим согласным буквам. Если мы рассмотрим произношение буквы «ц», то выяснится, что она состоит из двух звуков: и , что в сумме звучит как . В русском языке «ц» существует только в твердом варианте.

Есть некоторые незначительные отличия в произношении слов на букву «ц» в случаях ее сочетания с гласными ,,, стоящими позади нее, и с гласными , . В слогах ца, цо, цу буква «ц» звучит твердо, а в слогах цэ, ци — несколько мягче. То же касается и слов, в которых данные слоги находятся в середине.

В некоторых словах, пришедших к нам из других языков, встречается сдвоенная буква «ц», однако произносится данное слово так, как будто в нем только одна «ц». Тем не менее, в таких случаях делается акцент на составляющем букву «ц» звуке . Возьмем слово, пришедшее к нам из Италии, «пиццикато»: его следует произносить не , а .

Произношение слов с сочетанием букв «т» и «ц» (святцы) происходит по такому же принципу.

Школьная классификация

Первый критерий классификации: твердость/мягкость. 18 согласных из 21 имеют пары по твердости мягкости, то есть в разных словах могут произноситься твердо или мягко. Например: корова, друг – к, р, в, д, г в этих словах – твердые. Однако мы можем подобрать другие слова, где они будут мягкими: реки, видеть, гикнуть – здесь мы уже произносим их мягко.

Нет пары по твердости/мягкости у шести звуков: ж/ш/ц (только твердые) и ч/й/щ – (только мягкие). Какой бы гласный не находился после ж/ш/ц – они будут твердыми: жизнь – , циркуль – , шить – . Ч/й/щ – всегда произносятся мягко – потренируйтесь: чёлка, щетка, йод, ёлка , щекотать, чай и т. д.

Второй критерий – звонкость и глухость. Сравните произношение и , и , и , и – в чем разница? В первом случае вы добавляете к произношению голос, во втором – голоса нет, только шум.

Нет пары по звонкости/глухости у сонорных звуков. Их пять: , , , , . Они только звонкие. Чтобы запомнить сонорные было проще – произнесите их несколько раз в той последовательности, которая дана выше. Они произносятся легко, без запинок, остаются в памяти.

Глухие непарные: , , , . У них не может быть звонкого аналога, его в принципе нет.

Мы рассмотрели признаки, которые выносятся на фонетический разбор в школе. Я разберу для примера слово “клюква”, чтобы все признаки лучше отложились у вас в голове.

Ударение: клю’ква.

Слоги: клю-ква.

Характеристика:

К – – согласный, твердый (парный), глухой (парный).

Л – – согласный, мягкий (парный), звонкий (непарный), сонорный.

Ю – – гласный, ударный.

К – – согласный, твердый (парный), глухой (парный).

В – – согласный, твердый (парный), звонкий (парный).

  • А – – гласный, безударный.
  • 6 букв, 6 звуков.

Парные твёрдые и мягкие согласные

Многие звон­кие и глу­хие соглас­ные в рус­ском язы­ке отли­ча­ют­ся при­зна­ком твёрдости/мягкости и обра­зу­ют соот­но­си­тель­ные пары:

С помо­щью твер­дых и мяг­ких соглас­ных мож­но раз­ли­чить слова:

  • рад — ряд;
  • вить — выть;
  • сын — синь;
  • маг — миг.

Несколько соглас­ных зву­ков не име­ют пары по при­зна­ку твёрдости/мягкости. Всегда твер­дые соглас­ные — это зву­ки , , . В любой пози­ции в сло­ве они зву­чат толь­ко твёрдо:

  • жир
  • шёл­ко­вый
  • цит­рус .

Буквы, которые обозначают только мягкие согласные звуки

Буквы й, ч, щ всегда обозначают мягкие согласные звуки: , , .

Здесь действует следующее правило: данные мягкие согласные остаются мягкими всегда, независимо от последующей гласной буквы.

Буквы, которые обозначают мягкие и твердые согласные звуки

Буквы б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х могут обозначать и твердые, и мягкие согласные звуки. Это отражается в следующей таблице:

Буквы Звуки
б ,
в ,
г ,
д ,
з ,
к ,
л ,
м ,
н ,
п ,
р ,
с ,
т ,
ф ,
х ,

Согласные буквы, представленные выше, называются парными по мягкости и твердости.

При сравнении слов мама () и мята () можно прийти к выводу, что на письме в обоих словах используется одна и та же буква – м, но произнесение звуков разное. Только во втором случае согласный звук является мягким. Данный пример показывает взаимосвязь согласной буквы и гласной буквы, стоящей за ней.

Упражнения

Перед тем, как научиться правильно произносить звук «Ц» на логопедических занятиях учат дыханию. Гимнастика особенно необходима при носовом дефекте.

Дыхательная разминка – игровое занятие «Бабочка».

Предметы: бумажные бабочки 2-3 шт. Их можно вырезать из бумаги или купить готовые. К каждой крепим ниточку и вешаем перед лицом малыша.

Действия: предложите ребенку подуть на бабочек, как можно сильнее. Они должны разлетаться в разные стороны. Следите, чтобы вдохи были медленными, а выдохи взрывными и прерывистыми. Перед занятиями можно проговаривать стишки, поговорки, петь песенки:

Лети, лети бабочка

Высоко на небо

Там твои детки –

На осиновой ветке.

Игру повторяйте 2-5 раз. Следите, чтобы ребенку не наскучило. Для старшей группы малышей подбирают занятия по сложнее. Например, сдуть ватку или кусочек салфетки с кончика носа. Дыханием стараться, чтобы предмет как можно дольше не касался земли.

Артикуляционные упражнения

Специалисты используют такие занятия в подготовительных группах. Изначально детям нужно тренировать речевой аппарат.

Гимнастика для губ:

  • Губы растягиваем в улыбке. Они находятся в напряжении.
  • Зубы смыкаем.
  • Прикус естественный.
  • Передние и верхние резцы не выдвигаем вперед.
  • Удерживать положение 10-15 секунд. Разминку повторять до 5 раз перед зеркалом.

Гимнастика для языка:

Месим тесто (вырабатывается умение правильно удерживать язык). Улыбаемся и открываем ротовую полость, как можно шире. Речевой орган кладем на нижнюю губу. Начинаем говорить ля-ля-ля-ля при этом шлепаем губами по спокойному язычку. Воздушная струя должна выходить постепенно. Чтобы контролировать процесс дыхания, используйте кусочек ватки. Поднесите его к ротовой полости малыша. Задание выполнено правильно, если вата немного отклоняется. Длительность занятия 15-20 секунд по 2-3 подхода.
Качели (укрепление мышц). Открываем рот. Губы улыбаются. Широкий язык тянется вверх. Стараемся достать до кончика носа. Затем опускаем речевой орган вниз. Достаем до подбородка. После язычком тянемся к верхней губе. Потом достаем до нижней. Также по очереди делаем с зубами. Затем прячем язык внутрь и касаемся альвеол вверху и внизу. Отдыхаем 15 секунд

Важно следить, чтобы во время проведения гимнастики речевой орган оставался широким. Катушка (отработка навыка приподнимать боковые стороны языка)

Открываем ротовую полость. Губы держим улыбающимися. Делаем упор кончиком органа в передние центральные резцы. Боковыми сторонами касаемся верхних коренных зубов. Выкатываем тело язычка вперед, а затем назад в ротовую полость. Важно, чтобы кончик органа был широким и не высовывался за зубы. Артикуляционный аппарат неподвижен. Выполняем 2-3 раза с перерывом 20 секунд.

Парные согласные

Что означает парность ? Две буквы, близкие по звучанию, при произношении которых язык занимает схожие положения, называют парные согласные звуки. Произношение согласных можно условно разделить на одноэтапные (в их создании участвуют губы и языки) и двуэтапные – первыми подключаются связки, затем рот. Те случаи, когда при произношении движения рта совпадают, и создают пары.

Сводная таблица парных согласных с учетом твердости и мягкости

В речи свойственно не выговаривать каждую букву, а «съедать» ее. Это не является исключением только русской речи. Подобное встречается практически во всех языках мира и особо контрастно заметно в английском. В русском этот эффект подвластен правилу: парные согласные звуки подменяют (на слух) друг друга во время речи. К примеру: любовь – .

Но не все имеют свою пару. Есть не похожие по произношению ни на какие другие – это непарные согласные
. Техника воспроизведения отличается от произношения прочих звуков и объединяет их в группы.

Парные согласные

Итоговый тест

    • От формы ротовой полости в момент произнесения звука
    • От преграды, образуемой органами речи в момент произнесения звука
    • произнесение гласных под ударением
    • произнесение гласных в безударном положении
    • особое произнесение согласных
    • У гласных
    • У согласных
    • Да
    • Нет
    • Да
    • Нет
    • 5
    • 11
    • 20
    • 5
    • 10
    • 14
    • 10
    • 15
    • 20
    • 3
    • 6
    • 12
    • Особыми значками
    • Сочетаниями букв
    • Сильная позиция
    • Слабая позиция
    • У гласных
    • У согласных
    • У всех: и гласных, и согласных

     

Правильные ответы:

  1. От формы ротовой полости в момент произнесения звука
  2. произнесение гласных в безударном положении
  3. У согласных
  4. Нет
  5. Нет
  6. 11
  7. 14
  8. 15
  9. 6
  10. Сочетаниями букв
  11. Сильная позиция
  12. У всех: и гласных, и согласных
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector