Что такое буллинг в школе

Другие формы школьной травли

Распространенной формой буллинга является вымогательство в сочетании с угрозами физической расправы или распространения какой-то личной информации. От жертвы требуют деньги, принуждают воровать, выполнять школьные обязанности за других и т.д. Есть и более сложные тактики, когда от жертвы требуется выполнить ряд действий, обычно очень унизительного характера, в обмен на дружбу или защиту от других агрессоров. Подобные методы чаще встречаются среди старшеклассников, но с развитием соцсетей такие разновидности травли можно увидеть уже в начальной школе.

Повреждение или кражу одежды, учебников и других личных вещей можно также отнести к разновидностям буллинга, но только при наличии других форм агрессии либо если такое поведение по отношению к конкретному ребенку или группе детей повторяется постоянно. В таком случае необходимо фиксировать все пропажи, по возможности сохранять чеки. Это очень поможет при сборе доказательной базы.

Разумеется, разновидностей и форм буллинга значительно больше. Здесь перечислены самые часто встречающиеся. Описать, перечислить и классифицировать все возможные формы травли невозможно потому, что каждая ситуация по-своему уникальна. Приведенные выше примеры — это подсказки для взрослых, своего рода тревожные лампочки, которые сигналят о проблемах у ребенка в коллективе.

Недолюбили меня!

Мария Шумакова, АиФ-Челябинск  Ольга Геннадьевна, вы часто общаетесь со школьниками, проводя треннинги для молодежи. Скажите, почему в школьном коллективе обязательно есть тот, которого все не любят?

Ольга Мурзина:  На самом деле не во всех коллективах есть изгои. Это зависит от профессионализма педагога. Как человек, находящийся внутри группы, он видит, к кому в классе относится хуже, и может вовремя нормализовать обстановку, помочь ребенку найти себе друзей в классе. Как правило, в коллективе не любят тех, кто выделяется чем-то. В школе это могут быть полные или худые дети, а так же слишком маленькие или наоборот рослые. Поводом для травли — её кстати еще называют буллингом — может стать шепелявость, картавость или близорукость ребенка. Часто травлю провоцируют сами учителя, выделяя ребенка перед сверстниками как недотепу или наоборот подчеркивая его эрудированность и гениальность. Не так давно учитель одной челябинской школы приглашала меня в класс, где дети травят мальчика. Знаете из-за чего? Он очень открытый. Он говорит, то, что думает, не стесняясь, не заискивая, не лицемеря.

– Кто чаще выступает агрессором и почему?

– Как правило, инициаторами травли становятся те, кто пережил на себе участь изгоя. Таких примерно 40%. Они желают самоутвердиться  и отомстить. Остальная часть – это жертвы родительской невнимательности, недолюбленные дети. В своих поступках они ищут внимания взрослых. Всем хочется положительного внимания – похвалы, объятий, но если это не возможно, то тогда внимания любого – плохого и очень плохого.

– Виноват ли ребенок, что стал объектом травли или это может передается от взрослых?

– Объект травли не может быть виноватым. Речь идет о нездоровой психологической обстановке внутри коллектива. Поверьте, если начинается травля, страдают от этого все. Страдает жертва, получившая опыт унижения и бессилия, бесконечно падает самооценка, ребенок живет в постоянном стрессе. Страдает агрессор, получая опыт безнаказанности и иллюзию, что всё в мире можно решить с помощью силы. Страдают свидетели, ведь у них непростой выбор – поддержать жертву или агрессора. Страх самому оказаться следующей жертвой, стыд за свое действие или бездействие, опыт бессилия – вот с чем сталкиваются казалось бы просто наблюдатели за ситуацией. Травля очень плохо влияет на весь класс. Насилие – страшный пожиратель энергии, поэтому дети плохо учатся, они думают не о новых знаниях, а о том, как не стать жертвой.

Генетически склонность стать изгоем, конечно, не передается, но дети часто склонны копировать реакцию своих родителей на разные ситуации, в том числе и на подобное отношение других людей к собственной персоне. Поэтому ситуации, когда дети «наследуют» роль изгоя, встречаются достаточно часто.

– Стоит ли вмешиваться взрослым в такой конфликт?

– В том то и вся соль, что травля – это не просто конфликт, не минутная стычка, коих в школьной жизни бывает немало среди мальчиков и девочек,  а систематическое отравление жизни.  И все наши убеждения – «надо научиться давать отпор», «нечего жаловаться, попробуй сам договориться» или «родители не должны вмешиваться, чтобы не вырастить кисейную барышню или маменькиного сынка» не то что не помогают, а только ухудшают ситуацию. Поэтому нужно понимать, чем отличается буллинг от обычного конфликта. У человека, которого травят, нет сил защититься самостоятельно. Агрессор всегда чувствует свое превосходство, жертва испытывает чувство подавленности и страха. При буллинге у жертвы нет возможности самостоятельно выровнять этот дисбаланс. И здесь не та ситуация, когда кого-то в классе не любят, неохотно принимают в игры или мало общаются. При непопулярности ребенку может быть обидно, печально, одиноко. При травле ему страшно. Его страх сродни тому, что испытывают загнанные звери. Это беспомощный страх подавленного существа.

Еще одно отличие травли – систематичность и бесконечность. Конфликт это вспышка, травля – вся жизнь. Тот, кто издевается, совсем не заинтересован в завершении или в прекращении ситуации. Буллер хочет продолжения. При травле нет смены ролей, нет равенства сторон конфликта, при травле одни всегда нападают, а другие всегда страдают. Травля не учит никого ничему хорошему, она не помогает развитию детей, а препятствует.


Берите детей на похороны. Психолог о том, как завоевать доверие ребенка
Подробнее

Стороны буллинга

Буллинг – это социальный процесс, в котором задействовано три стороны: жертва, агрессор (агрессоры) и наблюдатели. Рассмотрим каждую сторону подробнее.

Жертва буллинга

Жертвой называется тот, кто подвергся буллингу. Обычно жертвами становятся те, кто не может постоять за себя и при этом имеет определенные предпосылки, такие как:

  • наивность, замкнутость, скромность, неуверенность в себе;
  • особенности развития, наличие физических дефектов;
  • физическая слабость, низкий рост, лишний вес;
  • нестандартные особенности внешности;
  • высокие оценки (или, наоборот, низкие);
  • покровительство со стороны учителей (или начальства);
  • бедность семьи и дешёвые вещи.

Большинство перечисленных особенностей обычно становятся предпосылками для буллинга в детской среде. У взрослых причинами для травли чаще становится личная неприязнь, возникающая по разным причинам.

Агрессор

Для обозначения агрессора в русскоязычной литературе иногда используют англицизм «булли» (от английского bully – хулиган, задира). Кроме того, слово bully можно перевести как «бычок», что достаточно точно передаёт суть термина.

Агрессорам свойственны такие черты как:

  • тревожность, низкая самооценка;
  • нарциссизм, эгоизм;
  • бесчувственность, неумение сопереживать;
  • стремление быть в центре внимания;
  • жестокость или желание сорвать злость.

Довольно часто агрессорами становятся социопаты, поскольку они не способны сопереживать. Также буллинг – это распространенное поведение среди тех, кто в прошлом был жертвой домашнего насилия или наблюдал его в своей семье.

Наблюдатели

В буллинге практически всегда присутствует и третья сторона – наблюдатели. Очень часто только ради них всё и затевается. К примеру, задира может спокойно общаться со своей жертвой наедине, но как только появляются свидетели, он становится более агрессивным и жестоким.

Наблюдатели делятся на 3 группы:

  • активные соучастники (поддерживают и поощряют агрессора);
  • молчаливые соучастники (изображают нейтральность, но с интересом наблюдают);
  • защитники (поддерживают жертву, предпринимают попытки защитить её).

Как правило, наблюдатели стремятся занять позицию соучастника, поскольку боятся, что любая солидаризация с жертвой может навлечь беду и на них.

Буллинг в школе

Школьный буллинг имеет градацию тяжести и проявлений. Наиболее серьезным, заметным и ведущим за собой не только психологические нарушения является физический буллинг. При нем жертва регулярно подвергается физическому насилию, избиениям, членовредительству. Примерами такого могут быть привычные дерганья за косички или толкания в коридоре, а могут быть и крайне жестокие проявления, такие, как ломание пальцев, нанесение порезов, выжигание кожи и прочее.

Поведенческий буллинг может иметь пассивную форму, к которой относится игнорирование личности, бойкот, изоляцию от общественной жизни коллектива. К активной форме относятся шантажи, вымогательства (обычно денег, телефонов), распространение сплетен и намеренное создание негативных условий (порча вещей или их кража, закрывание в шкафах или темных комнатах).

Самый легкий вариант – это вербальный буллинг, который проявляется в оскорблениях, насмешках, унижениях, возможно проклятиях. С развитием технологий появилось новое понятие кибербуллинга, когда издевательства происходят в сети, где жертве могут присылать оскорбительные или угрожающие письма, а также выкладывать фото и видео (реальные или смонтированные), призванные унизить достоинство человека.

Первопричин у школьного буллинга две: родительская семья и учителя. Модели поведения, принятые между родителями, их отзывы относительно окружающих, способы решения конфликтов впитываются детьми и в дальнейшем воспроизводятся в школе. Влияет и степень удовлетворенности личностных потребностей самого ребенка. Множественные комплексы, недостаток внимания и любви могут приводить к возникновению буллинга. Это касается, как формирования поведения жертв, так и агрессоров – родительские сценарии могут учить прятаться и страдать или сопротивляться и манипулировать

Наличие психологических травм может заставить ребенка причинять вред другим, привлекая к себе внимание или покоряться издевательствам, считая это нормой

Провоцирование буллинга со стороны преподавателей обусловлено их профессиональным выгоранием, низким уровнем квалификации или недостаточной личностной зрелостью. Именно учитель может запустить или остановить травлю. Так, если присутствуют оскорбления учеников при всем классе, унижающие сравнения, неадекватные проступкам наказания, применение физической агрессии, то со временем ученики перенимают такую линию поведения. Учитель может самостоятельно создавать будущих жертв не только вербальными комментариями, но и выражением лица или небрежно брошенной тетрадью. Придумывание прозвищ для учащихся, а также игнорирование агрессивных проявлений – позволяют единичному акту психологической агрессии развиться в буллинг, благодаря учителю.

Независимо от причин, школьный буллинг, травля включают в себя несколько действующих лиц – агрессоров, жертва и наблюдатель. К последним могут относиться и учителя, игнорирующие происходящее, и дети, нежелающие попасть на место жертвы, и родители, не верящие в подобное. На начальных этапах присутствуют сопротивляющиеся и отстаивающие права жертвы, но поскольку результаты минимальны и активности от самого пострадавшего не видно, такие неравнодушные вскоре уходят в тень или присоединяются к буллерам. Только в случае, если защитники эмоционально, морально, физически или по статусу превосходят обидчика, то буллинг в школе останавливается при первом же инциденте, если с ним бороться. Так, если учитель резко и жестко отреагирует на подобные проявления, то вероятность повторения исключается. Безнаказанность в свою очередь влечет за собой распространение травли и на других учеников.

Как бороться с буллингом?

Как было отмечено выше, травля – одна из главных проблем современной психологии и социологии. Несмотря на то, что психологи достаточно хорошо понимают, что такое буллинг и какова его природа, эффективного способа избежать травли в коллективе пока не существует. С этим постоянно сталкиваются не только школы, но и вузы и даже крупные компании, у которых буллинг в коллективе приводит к резкому снижению продуктивности.

Ситуация усугубляется тем, что случайные свидетели буллинга, как правило, не знают, как себя вести, поэтому предпочитают молчать. В частности, школьные учителя часто безучастно наблюдают за травлей в классе, считая, что это не их забота. Молчат обычно и жертвы. Поэтому агрессоры в большинстве случаев воспринимают травлю как норму и не видят причин себя ограничивать.

К счастью, существуют способы достаточно эффективно противостоять буллингу. Если травля направлена на вас или на вашего близкого, следует выполнить несколько шагов:

  1. Признать проблему. Необходимо трезво оценить ситуацию, отказаться от сомнений и прямо признать, что происходит травля. Также следует определить роли, выяснив, кто в данной ситуации является жертвой, кто – агрессором, кто – наблюдателем.
  2. Найти поддержку. Желательно иметь человека, которому можно доверить проблему.
  3. Не давать агрессору желаемое. Обычно основная цель агрессора заключается в том, чтобы вызвать у жертвы определенные эмоции. Если же не реагировать на его нападки, он вполне может потерять интерес.
  4. Обзавестись группой поддержки. Иногда можно мягко и незаметно сломить ситуацию, расширяя свою компанию и демонстрируя совместную силу.
  5. Развить уверенность в себе. Чем выше самоуверенность, тем меньше склонность поддаваться на различные манипуляции.
  6. Исправить предмет травли. Некоторые причины травли вполне поддаются коррекции. К примеру, если человек носит очки с толстенными стёклами, всегда можно подобрать стильную оправу и поменять причёску так, чтобы очки смотрелись достаточно солидно. А если жертву травят за лишний вес – это повод заняться спортом.
  7. Прекратить воспринимать травлю на свой счёт. Бывает так, что причины для травли нет, а ситуация сложилась в силу исторических причин. В таких случаях жертве следует в первую очередь перестать винить в проблеме себя. Можно сменить место работы (или учебы), чтобы избавиться от токсичного окружения.

Борьба с буллингом подразумевает комплексную работу над ситуацией. Человек должен признать проблему, поменять своё восприятие действительности, по возможности исправить реальные недостатки (если они присутствуют) и только после этого начать влиять на окружение. В некоторых случаях может потребоваться помощь квалифицированного психолога, который поможет человеку справиться с внутренними проблемами и стать более решительным.

Кстати

Чтобы узнать, насколько открытые отношения у вас с вашим ребенком, есть простой  тест для родителей. Проверьте, относятся ли к вам следующие утверждения:

  • Вы знаете топ-5 любимых музыкальных групп вашего ребенка, вы слушали его любимую музыку и не критиковали ее. Ваш ребенок сам делится с вами любимой музыкой. 
  • Вы знаете топ-5 любимых видеоблогеров вашего ребенка, вы смотрели их ролики, вы в курсе их тем, философии, приколов. Ваш ребенок сам иногда показывает вам самые прикольные на его взгляд ролики. 

Статья по теме

«Переписку читать нельзя». Психологи – о крайностях родительского контроля

  • Вы – взаимные друзья во всех соцсетях, в которых есть ваш ребенок. Вы обмениваетесь сообщениями, фотографиями, ссылками. 
  • Вы не критикуете содержание его страниц и содержание страниц его виртуальных друзей. Ребенок не закрывает вам доступ ни к одной странице в соцсетях. 
  • Ваш ребенок, приходя домой из школы, с курсов или еще откуда-то, с удовольствием делится с вами впечатлениями. 
  • Ваш ребенок рассказывает вам о своих личных отношениях. Вы знаете, в кого он влюблен, знаете, кто его лучшие друзья, знаете, кого он не любит и почему. Друзья вашего ребенка приходят к вам в гости и считают вас «классной мамой» или «отличным отцом». 
  • Вы не раз разговаривали с вашим ребенком о смысле жизни, о проблемах социума, о внутренней свободе, о праве выбора своего пути, о том, что вы поддержите его, даже если его решения о его будущем вам не понравятся. 
  • Вы не оскорбляете и не бьете своего ребенка. 
  • Вы спрашиваете его совета, интересуетесь его мнением по разным вопросам, делитесь с ним своими впечатлениями и новостями, как с другом. Вы не задаете каждый день вопросы «Как дела в школе?», «Какие оценки?», «Что ел?». 
  • Вы рассказываете вашему ребенку о своем подростковом и юношеском возрасте, в том числе о проблемах, «плохих поступках», влюбленностях, конфликтах, проблемах с вашими родителями. 

Сделать так, чтобы на каждый из 10 вопросов вы ответили «да» — и есть решение проблем. Именно это в наших, родительских силах. И именно такие отношения: доверительные, откровенные, дружеские, полные искреннего внимания к мыслям, чувствам и желаниям ребенка — и есть главная защита от сотни опасностей, каким бы новыми, жуткими и коварными они ни были. 
Конечно, освоение этих правил – дело не одного дня. Но даже если ваш ребенок уже выше вас на полголовы и разговаривает басом или таскает вашу помаду, это не значит, что менять ситуацию уже поздно. По крайней мере зафрендиться, начать интересоваться и понемногу становиться частью онлайн-общения друг друга можно в любое время.

Кибербуллинг — виртуальная агрессия

Об этом нельзя не сказать, раз уж речь зашла о разновидностях буллинга. К сожалению, в современном мире даже перевод ребенка на домашнее обучение и попытки оградить его от общения в коллективе не гарантируют, что он не столкнется с травлей. Повсеместное распространение гаджетов и социальных сетей спровоцировало возникновение такого явления, как подростковый виртуальный террор, или кибербуллинг.

Кибербуллинг включает целый ряд разнообразных явлений, начиная с шуток, которые не воспринимают всерьез, и заканчивая виртуальным террором, который представляет серьезную опасность для жертвы и приводит к суицидам. Появилось даже такое понятие, как буллицид — суицид, совершенный из-за травли в интернете.

Кибербуллинг в силу специфики интернет-среды отличается от обычной травли. Анонимность дает агрессору ощущение свободы и безнаказанности, а повсеместное распространение гаджетов и соцсетей — возможность достать жертву везде и всегда.

Реальный буллинг имеет свои временные ограничения. Ребенок приходит из школы домой и оказывается в безопасности. Кибербуллинг таких ограничений не знает. Он продолжается все время: гаджеты стали неотъемлемой частью жизни современных подростков, от такой травли невозможно спрятаться.

Разновидности буллинга

Все виды буллинга можно поделить на две группы:

Прямая травля. Это открытые издевательства над человеком: физическое насилие, оскорбления, причинение различных неудобств (например, когда дети прячут портфель или шапку одноклассника).

Косвенная травля

Это скрытые и неявные способы издевательства: распространение слухов, попытки опорочить человека и рассорить его с коллективом, сокрытие от жертвы важной информации.

Прямая травля распространена в детской среде. Дети ещё не знают, что жестокость – это плохо, поэтому неприкрытое издевательство над сверстниками кажется им вполне нормальной моделью поведения. Взрослые предпочитают скрывать плохие поступки, поэтому в рабочих коллективах чаще встречается косвенная травля.

По типу отношений между агрессором и жертвой можно выделить три основных вида буллинга:

  1. Вертикальный (сверху вниз). Давление начальника на подчиненного.
  2. Горизонтальный. Травля равнозначного участника коллектива.
  3. Вертикальный снизу вверх. Травля коллективом своего руководителя, учителя или преподавателя.

По типу воздействия можно выделить достаточно много типов буллинга. Психологи предлагают делить их на четыре группы:

  1. Физический буллинг. В эту группу входят все типы непосредственного воздействия за счёт грубой силы. Как правило, физический буллинг встречается только в детских коллективах (чаще всего в 6-8 классе). Дети толкают жертву, бьют, запирают, отнимают вещи, выбрасывают или прячут их.
  2. Вербальный. В эту группу входят угрозы, оскорбления, насмешки, унижения и обидные прозвища. Эта форма буллинга наиболее распространена у подростков и является основным способом травли в старших классах.
  3. Социально-психологический. О человеке распускают сплетни, высмеивают его, объявляют бойкот, игнорируют, избегают общения, пытаются манипулировать им. Социально-психологический буллинг наиболее распространен у взрослых, но встречается во всех возрастных группах. Он наименее заметен, при этом способен спровоцировать серьезный стресс у жертвы.
  4. Виртуальный (кибербуллинг). Данная форма травли стала актуальной с развитием телекоммуникационных технологий. В эту группу входят все возможные виды давления: анонимные оскорбления и угрозы, распространение сплетен, взлом учетных записей, кража личной информации и последующий шантаж.

Профилактика буллинга

Важно максимально быстро обеспечить ситуацию и внешние условия, препятствующие возникновению буллингу. В семье необходимо уделять достаточно внимания и обучать ребенка мирному взаимодействию

Также важно привить чувствительность к допустимому формату обращения и укоренить внутреннюю силу при самозащите.

Школьная система нуждается в переориентации своих ценностей с усвоения материала на личность каждого ученика. Психологический климат в классе, взаимопомощь учеников играют важную роль в профилактике буллинга. Сплочение коллектива, проведение классных часов с основами психологии и тренингами социальной коммуникации способствуют личностному развитию и укреплению позиции каждого ребенка.

Неоспоримое влияние имеют фильмы, сериалы, книги и игры, где показаны различные способы взаимодействия людей, и степень агрессии несколько завышена (особенно в боевиках и сражениях). Информация из игр, где после десятого удара о стену, человек встает невредимым, и из фильмов, основой которых является черный юмор, сильно деформирует представление о реальности. Запретить или ограничить контакт с такими продуктами невозможно, но можно показать реальную сторону вещей, например, записав на бокс, где ребенок почувствует реальную боль и сможет оценить силу.

Во всех сферах жизни ребенка необходимо скорейшее его отделение от стрессовых факторов: насилие в семье и школе, нездоровый коллектив, депривация ведущих потребностей личности, а также первые проявления буллинга

Важно отслеживание деформаций психики после пережитого буллинга и оказывать своевременную психологическую помощь таким людям. У перенесших травлю, развиваются определенные психологические особенности и отклонения, которые могут портить не только их личную жизнь, но и провоцировать возникновение насилия в новом коллективе, куда они попадут

Детей необходимо обучать правилам противостояния насилия, разрабатывая для этого специальные тренинги или упражнения. Взрослые могут делиться историями из собственной жизни, можно смотреть фильмы. Главная задача – обеспечить большой поток информации и примеров об уважительном отношении и способах противостоянию насилию.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Когда драка говорит о травле в школе

Прежде всего, конечно, на физическую агрессию. Как бы активно ни продвигалась идея того, что драки, особенно между мальчиками, — это естественная часть взросления, это не так. Драка в школе — это в любом случае повод для вмешательства взрослых. Но это еще и наиболее частый симптом того, что в коллективе проморгали травлю.

В комментариях к моему посту о буллинге, которому подвергался мой сын Петя, были мнения, что ему надо было не дрейфить и набить морду обидчикам. Да и истории из соцсетей часто подталкивают к мысли о таком решении проблемы. «Отдайте мальчика на бокс — и травля прекратится». Вот только это не выход.

Если ребенок решится применить силу, это может обернуться против него самого, так как в глазах взрослых именно он будет агрессором.

Мария Баркар: «Наташа, ты знаешь моего сына. Как такового буллинга со стороны одноклассников не было, но учителя всегда в драках считали виноватым именно его. Потому что когда бьют его — никто не видит, а когда он дает сдачи, защищая себя, видят все, и все считают, что он хулиган и драчун. И так много лет. Одна учительница всю пасту в ручке извела, калякая мне приглашения в школу. А я верила сыну, что он защищался.

Все это закончилось однажды так: очередное „Ваш сын избил мальчика“. Я приезжаю вечером с работы, а у сына на полруки сплошной синяк, на предплечье след от зубов, почти кожу кто-то ему прокусил. Он молчал, я увидела, когда мыться пошел. Гематома жуткая. Я стала его спрашивать. Оказалось, что его одноклассник, сидящий сзади, на перемене схватил его за руку и укусил со всей силы. Сын дал тому в нос другой рукой. И это увидел весь класс».

Секции бокса, рукопашного боя или фехтования (любого контактного спорта в принципе) нужны, но в первую очередь для того, чтобы придать вашему ребенку уверенности в себе, в своих силах и способности противостоять агрессии. И да, это здорово помогает избежать статуса жертвы как такового, но отнюдь не является панацеей.

Во-первых, даже не всякий спортсмен мирового уровня сможет отбиться от агрессивной толпы. Во-вторых, существуют и другие, более изощренные виды издевательств. Например, словесный буллинг, выражающийся в использовании обидных прозвищ. В нашем случае это было искаженное имя Пети. Если ребенок будет отвечать ударом на каждое оскорбление, то именно его будут считать агрессором, а к детской травле добавится еще и давление со стороны педагогов школы.

Буллинг: как остановить детскую травлю

Существует масса простых и неверных рецептов, как остановить буллинг. Они сводятся к разным педагогическим беседам, играм и тренингам. Если такие меры и приводят к каким-то результатам, то только к модификации издевательств, способствуя их переводу на более высокий уровень.

Буллинг не просто побочные эффекты социализации детей (и взрослых), это проявления у них подсознательного, результаты действия инстинктов первобытного человека времён палеолита, которыми, по сути, остаются дети в 6–12 лет.

Психологические механизмы выживания сообщества, приводящие в наши дни к травле, сформировались у человека в процессе его развития на протяжении сотен тысяч лет в эпоху палеолита, когда человек был номадом, охотником-кочевником.

Для выживания кочующего сообщества людей в трудных условиях требовалась жёсткая унификация, единство, даже уничтожение больных, детей и стариков, чтобы они не мешали передвижениям и совместным действиям группы.

Психологические основы и механизмы буллинга, как и многих действий у детей, имеют такую палеоантропологическую природу, и противопоставить ей можно лишь более позднюю культуру, связанную с гуманизацией общества в современный период истории.

Необходимую атмосферу в детском коллективе мы создаём, реализуя метод Монтессори. Известные в российской педагогике методики Макаренко, опыт Сухомлинского, методика коллективных творческих дел Игоря Петровича Иванова позволяли создавать детские коллективы, свободные от насилия.

Однако к сожалению, мы переживаем сейчас такой период, когда с гуманизацией школы, равно как и с уважением к личности и творчеству ученика дело обстоит не лучшим образом.

Кибербуллинг проще доказать

Анонимность интернета провоцирует агрессоров на более изощренные издевательства, чем в реальной жизни. Из 70% московских школьников на буллинг в реальности способна разве что десятая часть. Но интернет развязывает руки и языки. Однако преимущество киберпространства в том, что оно не только предоставляет булли возможность почувствовать свободу благодаря анонимности, но и позволяет максимально подробно зафиксировать все проявления агрессии против вашего ребенка.

Интернет фиксирует историю, которая состоит из публичных действий участников и определяет онлайн-репутацию каждого. Если ваш ребенок стал жертвой кибербуллинга, необходимо по максимуму сохранить все свидетельства. Сделать копии полученных сообщений, скриншоты страниц, где размещались фотожабы или другие оскорбительные для ребенка материалы, зафиксировать взлом аккаунта, если он был. В Facebook есть Центр предотвращения травли, куда также можно обратиться по поводу буллинга. Там указаны общие рекомендации, которые помогут справиться с травлей в соцсети.

Если реальный буллинг очень сложно доказать, то в случае кибербуллинга каждое слово фиксируется и может быть использовано против обидчиков в качестве доказательства травли.

Что такое травля в интернете

Травлю в сети не стоит путать с единичным оскорблением или шутками. Кибербуллинг — это всегда ряд действий, повторяющиеся эпизоды с целью нанести моральный вред. Преследователь может критиковать вашу внешность или моральные качества, делать якобы ничего не значащие замечания и завуалированные намёки. Иногда дело доходит до запугивания в агрессивной форме. Много ли надо тому же ребёнку, чтобы потерять самообладание? Неудивительно, что именно дети чаще всего становятся жертвами такой атаки.

Наиболее восприимчивы к кибербуллингу дети 11–13 лет. В этом возрасте ребёнок ещё не умеет контролировать эмоции. Со временем люди вырабатывают привычку справляться с агрессией в интернете и становятся объектами травли гораздо реже.

Буллинг деформирует личность не только жертвы, но и инициаторов

Опасность этого явления в масштабах всего общества традиционно недооценивают. Повсюду бытует снисходительное, равнодушное отношение к травле в детской среде со стороны родителей, учителей, властей, общества: дескать, дети ещё маленькие, они ничего не понимают, это всё несерьёзно!

Нередко родители жертвы поддерживают и даже поощряют издевательства, высказываясь в духе: «Дети должны пройти «жизненную закалку», столкнуться с реальными трудностями». Социализация состоит в том, чтобы ребёнок воспитывался не в тепличных условиях, а в обычном детском коллективе, где, добавим от себя, на отношения между детьми никто не обращает внимания!

Однако, буллинг — это очень серьёзно. Известно множество случаев, когда преследования приводили к попыткам суицида. Также всё чаще жертва буллинга с помощью ножа или ружья пытается отомстить обидчикам.

Однако вместо того, чтобы найти подлинную причину таких происшествий — попустительство насилию в среде детей, — вместо устранения причин и системной профилактики у нас лишь усиливают контроль и охрану, что, на самом деле, приводит к прямо противоположному эффекту.

Буллинг в образовательных организациях, как правило, замалчивается. Достоянием прессы и общественности становятся лишь наиболее громкие ситуации, которые не удаётся скрыть.

Важно понимать, что резонансные, привлекающие к себе всеобщее внимание истории издевательств достаточно редки, в то время как главная часть травли и психологических преследований остаётся в тени. В этой основной массе случаи буллинга не ведут к криминальным происшествиям. Они «лишь» выливаются в деформацию личности, стойкую учебную демотивацию, ненависть к школе, ведут к глубокой и стойкой депрессии у жертвы

Они «лишь» выливаются в деформацию личности, стойкую учебную демотивацию, ненависть к школе, ведут к глубокой и стойкой депрессии у жертвы

В этой основной массе случаи буллинга не ведут к криминальным происшествиям. Они «лишь» выливаются в деформацию личности, стойкую учебную демотивацию, ненависть к школе, ведут к глубокой и стойкой депрессии у жертвы.

Для преследователей это также не обходится без последствий. Агрессивные модели поведения, оставшись безнаказанными, незамеченными взрослыми, надолго закрепляются и проявляются позже уже в других условиях и по совсем другим поводам. Возрастает также масштаб агрессии и её результатов, ведь рано или поздно опасное поведение будет замечено и пресечено.

Что нужно знать о буллинге?

Мы прекрасно знаем про сюжет знаменитого советского фильма «Чучело», главная героиня которого подверглась агрессии и психологическому давлению со стороны одноклассников. Писатель Стивен Кинг в одном из своих романов упомянул про девушку «Кэрри», которая так же стала объектом изощренных издевательств и злых шуток учащихся той же школы.

Специалисты дали особое название данному явлению – буллинг (настоящая травля, третирование и запугивание в образовательном учреждении). Нельзя сказать, что это совершенно новая проблема, с которой удалось столкнуться лишь школьникам в современном мире. Во все времена были жертвы и агрессоры. Последствия данного явления самые непредсказуемые. Кто-то из пострадавших задумывается о суициде. Кто-то, подобно знаменитым американским школьникам, решает на месть одноклассникам, принося в образовательное учреждение оружие.

В современном мире все чаще говорят о буллинге, так как появились мобильные устройства, благодаря которым видео издевательств выкладываются в сеть. Никто не застрахован от роли жертвы. Недавно был случай, когда одноклассники всячески унижали мальчика, который выступал в театре имени Ильи Резника. Общественность была в шоке от происходящего.

Важно осознавать, что проблема школьных издевательств считается остросоциальной. На нее ни в коем случае нельзя закрывать глаза

Подростки порой куда более жестокие, чем взрослые.

Мы предлагаем ознакомиться с рекомендациями специалистов, чтобы понять, какие действия предпринимать при столкновении с буллингом.

Общая информация

Понятие буллинг было введено профессором психологии Даном Ольвеусом. Он дал такое название запугиванию, травле еще в середине 20 века. Мужчина написал книгу, в которой рассказал обо всех аспектах данного явления.

Буллинг представляет собой вид особого насилия, который предполагает агрессивное преследование кого-то из членов коллектива другим лицом или целой группой.

Дан Ольвеус в свое время провел работу, участниками которой стали школьники из Швеции и Норвегии, которое касалось аспектов именно издевательств в школе. Выяснило, что 17% детей постоянно участвуют в травле, 9% — сами жертвы подобного явления, 7% выступают в роли агрессоров, в то время, как 2% могут быть, как жертвами, так и агрессорами.

Американские специалисты проводили подобное исследование в 2016 году. 13% детей оказались жертвами вербального буллинга, 12% — жертвами сплетен, 5% сталкивались с физическим насилием, в то время, как 5% совсем исключались из общения.

Можно отметить еще одно явление «моббинг». Он относится к психологическому насилию, включающему в себя травлю, доносительство, бойкот, но уже в коллективе взрослых. Выяснилось, что больше половины сотрудников российских компании регулярно подвергаются моббингу на протяжении всей своей рабочей деятельности. Многие руководители считают нужным унижать своих работников, пытаясь внушить им «что их никуда больше не примут на работу, вследствие чего те должны быть благодарны» (см. Подсидели на работе). Как рассказывала одна женщина, одна заведующая, словно боясь, что займут ее место, любила поучать «И чего ты так усердно трудишься? Лошадь в колхозе больше всех работала, но председателем так и не стала».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector