Что делать, если ребенок кусается: советы психолога консультация по коррекционной педагогике

Причины, по которым кусаются детки 1 – 3 лет

Если ребенок кусается в старшем возрасте необходимо выяснить причину такого поведения и правильно на нее прореагировать.

Дети приходят в этот мир, не зная правил по которым нужно жить в обществе и очень быстро учатся, беря пример с других или запоминая реакцию взрослых на их поведение. Как правило, усвоенные уроки откладываются у маленького человека на всю жизнь и формируют модель его поведения в будущем в тех или иных ситуациях. Но часто малыши не знают, как проявить свои чувства, не умеют говорить, слишком стеснительны или в семье не принято слишком эмоциональное общение

Именно тогда укус и становиться, единственным способом выразить себя, обратить на себя внимание окружающих. Чтобы понять причины побуждающие кроху к укусам, давайте рассмотрим такие эпизоды подробнее

Только это нам помогло отучить детей кусаться

Увы, но и мой сын кусался в садике. Помню тот день, когда воспитательница сообщила мне эту новость. Я очень расстроилась, но сразу поспешила к врачу на консультацию. И не пожалела. Ведь получила тут советы относительно того, как победить эту плохую привычку.

Я с ребенком старалась беседовать спокойно. От наказаний за укусы отказалась. Понимала, что негатив, идущий от меня, ничему хорошему не научит, лишь только усугубит ситуацию. Приходя домой, мы садились напротив друг друга, я в доверительной беседе рассказывала, почему нельзя кусаться, объясняла, что своими действиями он причиняет боль другим, а это недопустимо. Главное, показать недовольство поступком, а не самим ребенком

Поверьте, это очень важно для малыша, ведь он — личность

Также мы начали усиленно заниматься упражнениями для развития речи. Чем быстрее кроха научится хорошо говорить, тем быстрее будет самостоятельно выражать свои эмоции словесно. Вредная привычка уйдет сама собой.

И еще я стала добавлять в рацион больше твердых продуктов в виде овощей и фруктов (морковь, яблоки). Малыш кусает эту пищу, и ему уже не так сильно хочется кусать еще что-то.

Мне понадобился 1 месяц, чтобы полностью отучить сына кусаться. Я могу с уверенностью сказать: нет непонятливых детей, есть лишь ленивые родители, которые не хотят делать лишних движений. Многие списывают на то, что «они же маленькие», хотя это глупая отговорка для ничегонеделания. Ребенок — это такой же человек, хоть и намного младше нас. С ним надо разговаривать, вести диалог, объяснять, где черное, а где белое. Именно тогда в его психике сформируются основы поведения, которые обязательно пригодятся во взрослой жизни.

Причины кусания ребенком сверстников в детском саду

Существует целая иерархия кусачего инстинкта у детей, зависящая от возрастных рамок. Считается нормальным, когда малыш кусается до года – объясняется прорезыванием зубов.

До двух лет кусачесть – попытка исследовать окружение. В дальнейшем действия крохи неоправданные и свидетельствуют о проблемах.

Дети продолжают кусаться в яслях. В возрасте до трех лет считается, что дети проявляют недовольство таким образом. Инцидент может произойти, когда кроха злится.

В детском саду дети с такими проблемами предоставляют массу дискомфорта окружающим, сверстникам, воспитателям и родителям.

Причины кусачести в садике:

  1. Проблемы в семье. Если малыш становится свидетелем постоянных ссор и криков, то такое психологическое отклонение – это минимальное нарушение.
  2. Зубная боль, аллергическая реакция на продукты питания.
  3. Нехватка внимания. Кроха кусается, чтобы выразить протест.
  4. Неумение проявлять эмоции. Родители не научили кроху правильно выражать свои эмоции относительно людей, событий.
  5. Множество запретов и понуканий для малыша – система, вынуждающая выплескивать активность способом причинения боли другому.
  6. Повышенная активность, в процессе которой, малыш не отдает отчета своим действиям и поступкам.
  7. Плохой пример, преподносимый старшими детьми, сверстниками.

Для каждого случая существует специально разработанная система решений. Каждая методика учитывает пол и возраст малыша: решение проблемы кусачести в 3 года и в 5 лет будет разным.

Кусается маленький ребенок (до года)

Если вы заметили тягу к регулярному кусанию у малыша от 6 месяцев и до 1-1,5 лет — это еще не повод для обвинения его в агрессии и «злостном умысле». Скорее всего, у крохи просто режутся зубки! Подвижки эти достаточно болезненны: все чешется, болит, жжет. Ребенок кусается потому, что никак по-другому не может сообщить вам о своей проблеме, пожаловаться словами он пока не научился!

Если у грудничка режутся зубы и он вас кусает (самое для мамы страшное — кусание груди во время кормления), предлагаем следующие варианты:

  • делайте регулярно массаж десен ребенку. Чисто вымытым пальцем или детской (очень мягкой) зубной щеточкой, а также — специальной силиконовой, с пупырышками, насадкой на палец;
  • купите охлаждающую мазь-гель и 2-3 раза в сутки наносите на места, откуда уже «выглядывают» первые молочные зубки;
  • предложите крохе специальные игрушки-погремушки-«прорезыватели». Выполненные из гипоаллергенных материалов, мягкие, приятные (особенно — если их перед употреблением подержать в холодной воде).

Помните, что подобное кусание не требует воспитательных воздействий. Зубки вылезут и проблема сама исчезнет.

Почему ребенок кусается

Педиатры и психологи делят причины, по которым дети кусаются, на физиологические и психологические. Чем старше ребенок, тем более осознанными становятся его действия. Например, малыш до года не станет причинять боль осознанно. Скорее всего, его что-то беспокоит и так он дает понять, что не все в порядке.

Наиболее частые причины:

С 5 месяцев, а у некоторых деток и того раньше, начинают набухать десны и резаться зубы. Этот процесс сопровождается сильным зудом и болью. Облегчая свои страдания, кроха тянет в рот и прикусывает все, что попадает ему в руки, будь то игрушка или мамин палец. Такие действия следует сразу пресекать, ведь необходимость легко перерастает во вредные привычки, то есть дискомфорт уйдет, а привычка кусаться останется.
Если у малыша в возрасте 1.5-2 лет все зубы уже вылезли, а кусаться он так и не перестал, следует подумать над причинами эмоционального характера

В этом возрасте делает он это уже осознанно, пытаясь таким образом обратить на себя внимание. Эмоций у 2-летнего малыша очень много, они буквально переполняют его, а вот словарный запас еще маленький, рассказать о своих чувствах ему не под силу

Кусаясь, он либо пытается обратить на себя внимание, либо выражает досаду и злость, что взрослые не понимают его. А может быть, так он снимает напряжение за день. Бывает, что малыш укусил не потому, что хотел причинить боль, а потому что не сдержал эмоций.
Некоторые ребята в 2 года начинают посещать детский сад. Забирая малыша домой, можно услышать от воспитателя жалобы, что он кусал согруппников, возможно, даже самого воспитателя. Так проявляется стресс от смены обстановки и от расставания с мамой, протест на действия взрослых или это такой своеобразный способ дать отпор другим детям, которые пытаются забрать его игрушки или обидеть.
В 3 года ребенок пытается проявлять свои лидерские качества, отстоять мнение, добиться желаемого. Не умея справляться с агрессией, когда что-то не получается или кто-то не выполняет его просьбы и требования, малыш причиняет боль тому, кто, по его мнению, в этом виноват. Ребенок может кусаться, драться, кидать игрушки и другие предметы.

Существуют и более серьезные причины, по которым кусаются малыши старше 2-3 лет: низкая социальная адаптация, педагогическая запущенность, неразвитая способность контролировать эмоции, возможны неврологические проблемы (неразвитость речи, неуравновешенность, головные боли, страхи).

Если ребенок продолжает кусаться в 4-5 лет или в более старшем возрасте, говорят уже о психологических нарушениях. Заметно не только агрессивное поведение, проявляющееся стремлением причинить боль ближним или самому себе, но и другие отклонения в развитии. В таких случаях необходима консультация психолога и лечение.

Кусается ребенок дошкольного возраста

Что не работает?

Часто, когда родителям жалуются, что ребенок кусается в детском саду, первое, что приходит в голову — наказать (отругать, лишить сладкого и т.п.). Это неэффективно, потому что действие было уже давно, и связь между «я кусаюсь» и «стало неприятно» не образуется.

Не работает и ответная агрессия: ударить или укусить в ответ, «чтобы понял». Дети подражают поведению взрослых, а мы как раз не хотим, чтобы он решал проблемы кулаками.

Что работает?

Чтобы отучить ребенка кусаться, нужно подкреплять желательное поведение и не подкреплять проблемное. Когда мы пытаемся убрать проблемное поведение, возникает вопрос, каким желательным поведением мы его заменим.

Придумайте, что вы хотите, чтобы он делал вместо этого. Не делать ничего — самая сложная задача не только для годовалых детей, но и в 2 или 3 года.

Легче будет в этих случаях, например, укусить какой-то предмет, совсем хорошо, если уже есть речь, и получится научить вместо укуса сказать что-то, например, как он злится

Важно объяснить ребенку, какое действие вы хотите от него, и напоминать об этом

Положительное подкрепление работает гораздо лучше отрицательного. Отлично, если получится не только давать отрицательное подкрепление при плохом поведении (например, сразу прекращать общение, когда тот кусается), но и положительное (похвалить, обнять), когда он вместо этого сделал что-то другое.

Вместо укуса рассерженный ребенок может делать что-то тоже не очень красивое (например, бросать игрушки или пронзительно кричать), но если в данный момент вы боретесь с укусами, и главное, что он отучается делать это.

Подбирайте подходящее подкрепление

Приведем такой пример: маленький брат со старшей сестрой в комнате, мама на кухне занята, и мальчик заскучал. Пытаясь заняться хотя бы чем-то, он кусает сестру, на ее крики прибегает мама, начинает разбираться, кто виноват, и ругать сына

Она считает, что дала ему отрицательное подкрепление, хотя на самом деле, вероятно, он получил положительное, потому что привлек внимание мамы и ему перестало быть скучно

То, что для одного ребенка в одной ситуации неприятно, для другого может оказаться положительным подкреплением. Например, кого-то расстроит, если его исключат из игры, а кто-то устал и раздражен, и ему так станет легче.

Не страшно, если когда-то вы не угадали с подкреплением, в следующий раз попробуйте по-другому. Если вы будете методично продолжать, нежелательное поведение будет угасать, а хорошее закрепляться.

Как разговаривать с маленьким ребенком?

У восприятия малышей есть некоторые особенности:

  • ребенок не может одновременно слушать и делать. Если он делает что-то неправильное и вы кричите ему в ответ, в этот момент он может просто вас не слышать. Мозг еще не умеет делать два дела одновременно. Если можно, сначала мягко прервите действие физически, потом установите контакт и говорите.

  • не говорите «сверху вниз», присядьте сами или поднимите малыша, убедитесь, что он на вас смотрит. Так вы можете надеяться, что он хорошо поймет вас.

  • на поведение гораздо больше влияют те слова, которые ребенок проговаривает сам. Так мозгу проще связать слово с действием. Задавайте малышу вопросы и если он еще плохо говорит, отвечайте «вместе с ним», за него.

Например:

«Что ты будешь делать, если тебе не отдадут игрушку?»

Если ребенок может сам ответить «я попрошу», отлично. Если он этого не делает, мама может сама сказать «ты попросишь» или подсказать ему.

«А если тебе и тогда не отдадут игрушку? Что ты сделаешь?»

«Я позову маму»

«Отлично, это гораздо лучше, чем кусаться. А будешь ли ты кусаться?»

«Нет»

Если ребенок ответит на эти вопросы сам, это гораздо эффективнее долгих «лекций» от взрослых. Это позволит его мозгу быстрее приобрести тот ресурс для регуляции поведения, который позволяет взрослым не кусать друг друга.

Подробнее о регуляции поведения ребенка можно узнать из книг, согласующихся с принципами бихевиоральной терапии,

   

Автор

       

Научный редактор Мария Гантман

Ссылки на источники:
  1. «Behavior or Conduct Problems in Children»;

  2. Бэн Фурман: Навыки ребенка в действии. Как помочь детям преодолеть психологические проблемы. Альпина-нон-фикшн, 2013;

  3. «Перестаньте наказывать, кричать, упрашивать, или Как бороться с детскими капризами без скандалов» Ноэль Дженис-Нортон. Клуб семейного досуга, 2013.

Как вести себя родителям «жертвы»?

Категорически нельзя поощрять физическую ответную реакцию. Совет пойти дать сдачи или укусить в ответ только закрепит негативные формы поведения. Что же делать? Объяснять, что ребенок, который укусил или ударил, поступил неправильно, что он пока просто не знает, как вести себя, но обязательно научится.

Подытоживая все вышесказанное, Татьяна Валерьевна перечислила главные ошибки старших, которые хотят исправить ситуацию, но не знают, как сделать это правильно:

  1. «Око за око, зуб за зуб». Такая тактика, может, и работает в волчьей стае, но уж точно недопустима в отношении маленького ребенка. Даже самый безобидный, на первый взгляд, шлепок ничему не учит ребенка, а напротив — показывает ему, что применять силу можно. Наши дети — отражение нас самих. Запомните раз и навсегда, что вы не должны вести себя так, как не хотели бы, чтобы вели себя ваши сын или дочь.
  2. Притворство. Не стоит картинно изображать, что рыдаете горючими слезами. На многих детей это не действует. Они быстро смекают, что к чему, и начинают воспринимать происходящее как любопытный спектакль, которым оно, по сути своей, и является. Так вы добьетесь только того, что ребенок продолжит вести себя плохо, чтобы, так сказать, вызвать актрису «на бис».
  3. Попытки взывать совести. Мамины восклицания «Как тебе не стыдно!» ни к чему не приведут, потому что ребенок пока просто не знаком с этим чувством.

pixabay.com &nbsp/&nbsp

Почему щенок кусается

Почему щенок кусается? Да потому что у него есть зубы и не слишком много других способов как-то привлечь к себе внимание, за что-то побороться или пригласить к игре. Находясь с мамой и своими братьями и сестрами, малыш учится разным житейским навыкам, в том числе и тому, надо ли кусаться и, если кусаться, то как

В коллективе очень быстро щенок постигает истину, что, причиняя другому боль, он делает хуже самому себе: с ним перестают играть, общаться, он оказывается «в изоляции»

Находясь с мамой и своими братьями и сестрами, малыш учится разным житейским навыкам, в том числе и тому, надо ли кусаться и, если кусаться, то как. В коллективе очень быстро щенок постигает истину, что, причиняя другому боль, он делает хуже самому себе: с ним перестают играть, общаться, он оказывается «в изоляции».

То, что взятый вами в дом щенок постоянно и довольно болезненно кусается, может означать, что вы его взяли слишком рано, и он еще не успел окончить «свои университеты», то есть не научился соизмерять силу укуса с собственной выгодой.

Если щенок кусается, возможно, у него режутся зубы, в пасти – чешется, поэтому так и тянет жевать, кусать всё подряд. Если поблизости оказались ваши руки и ноги, то почему бы не взяться за них? Еще одна причина такого поведения – приглашение хозяина к игре

А как еще можно быстро привлечь к себе внимание?

Многие люди считают, что кусаться любят только маленькие собачки (щенки чихуахуа, пекинеса), а вот щенки более крупных пород (немецкой овчарки, лабрадора, хаски, бигля) такой ерундой не занимаются. Это заблуждение. Все кусаются.

Как отучить кусаться малыша в 2 года

Сложнее, если вашему ребенку 15-36 месяцев отроду. Теперь озорник вовсе не ограничивается столь необычным проявлением внимания только по отношению к домашним, но также кусается в детском саду или на игровой площадке. Здесь речи о физическом дискомфорте не идет, и решить проблему можно только с помощью педагогических мер. В большинстве случаев причины того, что малыш проявляет агрессию, дерется, кусается и щипается общие:

  • чрезмерная эмоциональность малыша;
  • недостаток внимания к ребенку, прежде всего, со стороны его родителей;
  • негативный пример со стороны сверстников в детском саду;
  • проблемы в семье, например, проявление агрессии со стороны отца к матери.

Главный способ, как отучить ребенка кусаться, тот же, что и по отношению к малышу возрастом до 15 месяцев – негативная реакция на сделанное. Вот только сделать это не в пример труднее, придется постараться и проявить смекалку. Простое нравоучение правильнее заменить на сказку о мальчике, который кусался. Если укус – проявление симпатии, придется объяснить, как лучше это сделать с помощью поцелуя, рукопожатия, объятия. Можно пробудить в ребенке сострадание, рассказав, как больно бывает от укуса.

И главное – ни в коем случае нельзя кусать своего малыша в ответ, пусть даже шутя. Такое действие со стороны родителя будет скопировано, и только подтолкнет озорника проявлять эмоции привычным способом.

В большинстве случаев найти способ, как отучить собственного ребенка кусать окружающих могут сами родители без помощи специалистов. Но в некоторых ситуациях, например, когда малыш «пробует на зуб» себя самого, разобраться без консультации психолога невозможно.

Что делать, если ребенок кусается?

Способы влияния на подобное опасное поведение и вредную привычку во многом зависят от причины, по которой ребенок стал кусаться. Если это прорезывание зубов грудного малыша, можно применять ему силиконовые прорезыватели и колечки, имеющие охлаждающие жидкости и пупырышки. Их можно приобрести в любой аптеке или магазине, подобрав по размеру и цвету. Можно применять также специальные гели для прорезывания, предварительно обсудив их прием с врачом.

Если ребенок кусается при кормлении грудью, прикусывая сосок груди, нужно сразу же отнять у него грудь и строго сказать, что маме больно, поэтому кормить она дальше не будет. Так быстро сформируется рефлекс – «кусание-лишение пищи»

Тогда попытки кусаться при кормлении грудью прекратятся быстро, так как дети не враги себе и не хотят оставаться голодными, им важно кормление и грудь матери для комфорта в жизни

Для детей постарше при кусании нужно увеличить объем физических нагрузок и активность, занять ребенка гимнастикой или зарядкой, отдать малыша на плавание, занять активными играми.

С эмоциональными детьми нужно вести беседы, объясняя и доводя мысль о том, что нужно показывать свои эмоции и чувства другим образом

Важно с самого раннего возраста выражать любые свои эмоции словами или хотя бы жестами, но не укусами. Важно много говорить с детьми, уделять им время

При слабости жевательных мышц, для их укрепления и профилактики кусаний, нужно занять рот ребенка и тренировать мышцы плотной пищей. К ней относят кусочки яблока или моркови, кусочек говядины. Можно надувать шарики или пускать мыльные пузыри.

В проблемных семьях нужно решать конфликты без ребенка, а при нем постараться вести себя правильно, подавая позитивный пример

Важно устранить из жизни ребенка все негативные факторы, приводящие к стрессу и накоплению агрессии

Зачем дети это делают?

Поскольку большинство привычек связано с психологическими причинами, то выполнение этих простых помогает ребенку успокоиться, снять стресс и напряжение.
Например, сосание пальца или соски берет начало в младенчестве, когда сосательный рефлекс, являясь базовым, помогал ребенку ощущать себя в безопасности. Удовлетворяя его, малыш успокаивался, переставал плакать. Позднее, когда у него стали «отнимать» возможность таким образом чувствовать себя комфортно и под защитой (отучили от груди, перестал сосать бутылочку, стали забирать соску), а альтернативу для получения этого чувства не предложили (нет тесного контакта с мамой, например) или существует перманентная стрессовая ситуация (мама с папой постоянно ругаются), ребенок подсознательно ищет способ, как помочь себе: он понимает, что можно сосать палец или просто не расставаться с соской.

Это важно!

Цель любой вредной привычки – создать знакомое для человека поведение, которое помогает снизить уровень тревоги и напряжения путем выполнения знакомых и безопасных для него действий. 

Становится очевидным, что между курением у взрослых и ковырянием в носу нет никакой разницы: оба этих действия несут один и тот же смысл.
Привычки, связанные с подражанием кому-либо, также нацелены на создание условий, помогающих детям почувствовать себя в безопасности

Повторяя за взрослыми, которые рядом, или за сверстниками ребенок пытается приблизиться к «образцу» и показать свою схожесть с ним, продемонстрировать то, что он «из того же племени», а также привлечь внимание.

 Как помочь ребенку справиться с вредными привычками?

Нет универсальных советов, которые избавят малыша от вредной привычки. Это процесс долгий и непростой. Но есть советы, которые помогут преодолеть трудности!

  1. Будьте спокойны, терпеливы и доброжелательны. Не нужно агрессировать на ребенка и запугивать его. Страх только усугубит ситуацию или приведет к появлению новой привычки.
  2. Попытайтесь проанализировать, чем привычка вызвана. Ковыряет пупок? Возможно, ребенок пошел в сад, и это его защитная реакция на стресс. Начал говорить неприличные слова? Может в вашей семье слишком часто употребляют нецензурные слова, и надо пересмотреть свой лексикон. Причина есть всегда.
  3. Объясните, почему ему не стоит грызть ногти, ковыряться в носу и прочее. Расскажите, к чему это может привести, какие последствия могут быть. Только избегайте пояснений типа «Потому что я так сказала — нельзя, и все!» или «Иначе придет Баба Яга и съест тебя».
  4. Расскажите о пользе отказа от этой привычки. Например, можно придумать сказку из серии «Если мы с тобой спрячем соску, то ночью придет добрый гномик, заберет ее и оставит там волшебный подарок для моей взрослой девочки\мальчика» и т.д. Финал истории всегда должен быть положительным.
  5. Не ругайте ребенка, особенно прилюдно, особенно если ребенок старше 3 лет. Чувство стыда, возможно, и окажется эффективным, но на короткий срок. И, скорее, всего породит за собой дополнительные проблемы и комплексы.
  6. Займите ребенка чем-то интересным, а еще лучше – займитесь вместе с ним! Ничего так не снижает уровень стресса у ребенка, чем нахождение рядом с любящим и внимательным взрослым.
  7. Следите за своими привычками. Если вы сами постоянно грызете ногти, логично, что ребенок может начать повторять за вами (тогда это вам стоит поискать корень своей привычки).
  8. Формируйте у ребенка здоровые, правильные привычки. Чистить зубы два раза в день, убирать игрушки перед едой, целовать папу перед сном и многое другое. В идеале, выполняйте их вместе с ребенком. Любовь и личный пример – лучшее, что мы можем дать ребенку.

(
оценок; рейтинг статьи )

Как себя вести с детьми постарше

Агрессивное поведение среди сверстников должно непременно наказываться прекращением прогулки или игры и уходом домой. Ребенок должен понять, что поступил плохо и за это наказан. При этом не следует прибегать к физическим мерам. Бить ребенка и кусать его в ответ тоже нельзя. Это не приведет к желаемому результату.

Гораздо эффективнее семейное осуждение и серьезный разговор. Малыш должен уяснить, что обижать других нельзя, иначе с ним никто не будет дружить

Хорошо подействует на маленького «агрессора» внимание мамы к обиженному им приятелю, ее жалость и сочувствие к пострадавшему, и стыд за своего сына. Полезно будет заставить провинившегося извиниться и угостить пострадавшего друга конфетой.

Если ребенок все равно продолжает кусаться, на него можно «обидеться», какое-то время не разговаривать, избегать зрительного контакта. Дать понять, что такое поведение неприятно и может привести к серьезному конфликту.

Можно ли отучить щенка кусаться

Самый простой способ – обеспечить щенка игрушками. Какие-то у вас найдутся дома, какие-то можно сделать из подручного материала, а что-то купить в специализированном магазине. По опыту собаководов со стажем, щенку должны понравиться:

  • искусственные косточки, о которые можно точить зубки;
  • мячик с колокольчиком;
  • палочка с привязанным к ней кусочком пушистого меха.

Если игрушки не помогают и щенок так и норовит прихватить зубами вашу руку, постарайтесь от него дистанцироваться и демонстративно не обращать внимания – например, уйдите в другую комнату. Когда подобный сценарий повторится несколько раз, пес поймет, что, кусаясь, он не только не добивается того, чтобы вы с ним играли, а наоборот – остается один, тогда, возможно, вам удастся отучить щенка кусаться.

Есть еще один воспитательный прием: можно легонько хлопнуть кусаку свернутой в трубку газетой, сказав при этом одну из главных собачьих команд, которые вашему питомцу рано или поздно всё равно предстояло выучить, – «нельзя!» или «фу!».

Помогают и так называемые сдерживающие средства. Их наносят на те участки тела и руки, за которые щенок обычно норовит ухватить вас зубами. Попытавшись укусить, он почувствует непривычный запах и остановится в нерешительности. Вы же его похвалите за то, что он перестал кусаться и отпустил вашу руку.

Теперь можно продолжать игру, как ни в чем не бывало. Среди рекомендуемых средств — освежитель рта, масло чайного дерева и еще что-нибудь безобидное, но пахучее. Повторяйте такой «сдерживающий прием» на протяжении недели – двух, результат должен последовать.

Практикой проверен и такой необычный способ, как отучить щенка кусаться: надо на него… порычать. Можно взять его на руки и, глядя в глаза, издать этот грозный звук. Или обхватить его за шею и, пощипывая, порычать, имитируя таким образом покусывания собаки. Малыш должен понять, что таким образом его предупреждают, а потом могут предпринять что-то посерьезнее.

Вообще специалисты рекомендуют понаблюдать за поведением животных и получить от них какие-то подсказки. Вот один щенок довольно больно укусил другого. Тот взвизгнул – и бьет обидчика лапой по мордочке или телу. Попробуйте и вы сделать что-то подобное в ответ на укус. Смех – смехом, а результат вы можете получить неплохой.

Кроме того, необходимо давать малышу те предметы или продукты, которые грызть можно. При этом приласкайте его, почесав ему живот и спинку, поощрите его за те действия, которые он делает в рамках установленных вами правил. Угощение чем-то вкусненьким тоже может быть способом похвалы.

Почему дети кусаются?

У карапузов первых двух лет жизни нередко возникает дурная привычка – они кусают родителей или других малышей. Подобное поведение может привести к конфликтам на детской площадке либо трениям в группе детского садика, а также стать неприятным фактом для самих родителей, которые могут пострадать от детских зубов.

Попытки разговоров зачастую в этих случаях не помогают, а телесные наказания – это не выход из ситуации, зачастую они могут провоцировать только усиление привычки. Как нужно поступать в таких ситуациях, почему у детей возникает подобный стиль поведения, о чем он свидетельствует?

Специалистами выделяется несколько причин подобного поведения детей, начиная от физиологических, заканчивая эмоциональными и психическими расстройствами:

  • физиологический возрастной период, когда возникает желание кусаться. Он возможен у детей после 5-6 месячного возраста, что связано с вполне объяснимыми обстоятельствами. У детей зудят десны и прорезываются зубы, что приводит к набуханию и дискомфорту. Облегчить его может прикусывание разных предметов, пальцев во рту, маминых рук или груди, прорезывателей и всего, что попадется под руку. Это желание на уровне инстинктов, и ребенок обычно не отдает себе отчета в своем поведении. В среднем, пик подобных проблем приходится на период от 9-10 месяцев до полутора лет, по мере того, как прорезывается большая часть зубов.
  • эмоциональные переживания у детей после года. Желание кусаться в этом периоде возникает уже вполне осознанным актом. Малыш еще маленький, чтобы словами высказать свои проблемы и переживания, при этом у него возникает целая палитра чувств по отношению к окружающим. Особенно обостряются попытки кусаться в периоды стрессовых ситуаций или переживаний, ярких впечатлений. Тогда ребенок использует самое доступное из своих «оружий» — зубы, чтобы спустить пар и продемонстрировать свои эмоции.
  • особенности поведения. В возрасте примерно полутора-двух лет дети могут реагировать таким образом на сильные стрессы и травмирующие ситуации. Это могут быть резкая смена обстановки, начало посещения садика, переезд на новое место, появление в семье новых членов. За счет подобного поведения дети обычно прощупывают дозволенные границы, пробуют манипулировать другими людьми – детьми или взрослыми. Зачастую попытки ребенка кусаться в детском саду – это своего рода борьба за лидерство, установление своих порядков в коллективе.
  • расстройства психики. В некоторых случаях упорные попытки кусаться, которые не устраняются и после 2-3 лет, могут быть одним из симптомов психических патологий. При таких проблемах дети не перестают кусаться и в старшем дошкольном возрасте. В таких случаях необходим совет невролога и психиатра.

Важно

Дети кусаются не потому, что им это доставляет удовольствие, они пытаются своим поведением донести до окружающих имеющиеся у них проблемы. Кусаться пробуют все малыши, но для многих слово «нельзя» быстро очерчивает рамки дозволенного. Если ребенок, зная о запретах, продолжает так делать – ищите проблемы!

Если ребенок делает это еще и с негативными эмоциями, яростью или злостью – возможно, нужна помощь психолога, это могут быть очень глубокие и травмирующие ситуации и причины.

Ребенок кусается в возрасте с года до 3 лет. Что делать?

Малыши этого периода жизни переживают сразу два кризиса подряд. И в обоих случаях дети могут начать кусаться.

1. Сначала они проходят кризис сепарации, освоив умение ходить

Им становится очень важно осваивать новые возможности своего тела, а именно — прямохождение. Потому любые попытки взрослого уберечь ребенка от возможных опасностей воспринимаются малышом как ограничение его свободы

Соответственно, он будет защищаться. Дети этого возраста начинают устраивать истерики, падать на пол, разбрасываться игрушками. А могут и укусить. В этом возрасте для устранения подобных истерик лучше всего подходит правильно подобранный режим дня. Если малыш сыт и не хочет спать, то он меньше капризничает и его легко отвлечь на что-либо другое. Помогает также всегда иметь при себе различные вкусняшки и яркие игрушки. Не ругайте ребенка за укусы, но и не допускайте их.

2. Второй кризис приходит после двух лет. Сознание ребенка постепенно начинает осознавать себя как отдельную личность, у которой есть свои желания и потребности. Малыш начинает понимать, что его желания могут не совпадать с желаниями родителей. Эта ситуация для него непривычна. Каждый ребенок по-разному проживает этот период. Возможно, что защищая свои права и свою самостоятельность, ребенок начнет кусаться. Если при этом он истерично ревёт, то необходимо для начала успокоить малыша. Отойдите от него на пару шагов. После того, как его эмоции чуть-чуть схлынут, дайте ему понять, что вы по-прежнему все также любите его. Обнимите малютку, поцелуйте. Вы увидите, как он расслабится в ваших руках. Лишь,после того как ребенок успокоится, спокойным и твердым голосом поясните малышу, что кусаться не допустимо. Объясните ему, что он вправе злиться и обижаться, но выражать это можно другими способами, не нанося ущерб другому человеку.

Укушу сам себя

Другая довольно распространённая ситуация, когда ребёнок кусает сам себя. Причин для этого три:

Желание избежать наказания

Провинившийся ребёнок кусает себя, чтобы его не наказывали. Родители в такой ситуации обычно пугаются, теряются и забывают о проступке. А хитрец и доволен. Покажите, что вы раскусили его хитрость, и ребёнок прекратит кусать себя.

Признание вины

Так делают дети, которые считают себя уже достаточно взрослыми и готовы понести наказание. С такими детьми обычно хватает спокойного разговора, чтобы он перестал заниматься «самокусанием».

Неумение выразить гнев

Рассердившись на кого-то, кусают себя дети, которые не могут дать отпор обидчикам и выразить свои чувства, а обида так велика, что они видят только один выход — сделать больно себе. Объясните, что он имеет право на эмоции и их демонстрацию. Научите его выражать эмоции безопасно (см. Алгоритм действий).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector