Звук «ж»

Произношение слов со звуком [Ж]

  1. Игра «Волшебные превращения». Звук Ж поможет сделать из большого предмета маленький. Назови картинки ласково (берег, флаг, рог, утюг, луг, пирог). Какой одинаковый слог появился в словах?
  2. Игра «Стрелочки». Даны изображены кружков с написанными в них буквами. Круги соединены стрелками. Задание: прочитать слова по стрелкам, голосом выделяя звук Ж.
  3. «Цветные стрелки». Даны изображения кружков с написанными в них буками. Ниже нарисованы пустые круги. Круги с буквами и пустые соединены цветными стрелками в свободном порядке. Нужно перенести буквы в пустые кружочки по стрелкам. Прочитать слова.

Ход занятия

1.Организационный момент: (логопед вносит на резинке игрушку – жука).

«К нам в гости прилетел добрый жук. Подставь ладошку, пусть он посидит у тебя на ладони, поздороваемся с ним. А теперь покажи мне веселых жуков (спящих, летающих). Сегодня мы будем произносить красиво звук «Ж». Добрый жук хочет пригласить нас к себе в гости, чтобы мы у него погости, поиграли с ним в веселые и интересные игры. Ты хочешь в гости к доброму жуку.

1. Упражнение «Жук жужжит». Тогда помоги жуку собрать цветов и отнести домой. Проводи пальчиком по дорожке,произнося отчетливо: Ж-Ж-Ж. (Губы выдвинуты вперёд и округлены. Кончик языка поднят к передней части нёба, но не касается его. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята).

2. Упражнение «Песенки жука». Жук решил научить всех зверей в лесу правильно произносить его любимый звук Ж. Для этого он придумал слоговые песенки! Слушай внимательно и повторяй песенки вместе с Жуком. Постарайся не ошибаться. (Следите за отчётливым произнесением звука Ж в рядах слогов. Если ребёнок допустил ошибку, предложите ему повторить ряд слогов ещё раз). (Жа-жо-жи; жо-жи-жу; же-жо-жи; жи-жу-же). Жуку очень понравилась песенка.

3. Упражнение «Живое — неживое». Помоги жуку с начала назвать слова, обозначающие живые предметы, а затем — неживые предметы. (жаба, жакет, живот, жёлуди, журнал, журавль; прилагаются предметные картинки).

4. Упражнение «Эхо». А теперь наш добрый жук хочет с тобой поиграть в игру «Эхо» Он будет называть слова по порядку, а ты произнесешь. Послушай слова. (Логопед называет любые 2—5картинок.) Запомни их и повтори в том же порядке вместе с игрушкой, выделяя звук Ж. (ежата, пижама, лужа, ужи, лыжи, моржи, пружина, ежевика).

5. Физкультминутка

«Вокруг себя повернись и в жука превратись. Жуки свободно летают на полянке, а когда я подниму вот этот синий кружок, садятся на любой цветок и жужжат «Ж-ж-ж» (повторить 3 раза).

6. Упражнение «Половинки». Жук загадает слово и назовет его половинку (начало). А ты добавь недостающую часть слова и проговори его целиком.Образец: фла — жок, утю-жок, пид-жак, по-жар, бакла-жан, снежин-ка. (Прилагаются предметные картинки).

7. Упражнение «Четвёртый лишний». Помоги жуку. Найди в каждом ряду лишнюю картинку и обведи её в кружок. Объясни свой выбор. Назови все лишние картинки, чётко произнося звук Ж.

а) тарелка, ложка, мороженное, вилка;

б) волк, жираф, медведь, морж;

в) шуба, варежки, шарф, лыжи. (Прилагаются предметные картинки).

8. Упражнение «Рифмы». Сама любимая игра жука сочинять веселые рифмы. Давай мы в этом поможем доброму жуку. Послушай начало фразы и закончи её подходящими словами. Повтори фразу полностью. Справиться с заданием тебе помогут картинки.Образец: Жа-жа-жа, жа-жа-жа — есть иголки у. — Жа-жа-жа, жа-жа-жа — есть иголки у ежа; Жу-жу-жу, жу-жу-жу – рыбу мы дадим — …. моржу; Жок-жок-жок, жок-жок-жок – развевается — …. флажок; жди-жди-жди, жди-жди-жди – осенью идут — …. дожди; жак-жак-жак, жак-жак-жак – мама жарит — — … пирожок.

9. Упражнение «Соседи». А теперь доброму жуку нужно расселить своих соседей по домам. Помоги ему в этом. Рассмотри картинку. Сколько этажей в этом доме? Проведи по стрелкам пальчиком и расскажи, кто на каком этаже живёт. Чётко произноси звук Ж.Образец: Жираф живёт на первом этаже и т. д. (жираф, ежик, жук, медведь). (Прилагаются предметные картинки).

Приёмы отработки звука «Ж» с детьми

Работа по исправлению ошибочного произношения ребенком звука «Ж» должна проходить в несколько этапов:

  1. Наблюдение за его произношением и поиск источника дефекта.
  2. Выбор методики работы.
  3. Отработка правильного произношения.
  4. Автоматизация полученных навыков.

Процесс наблюдения

Первым этапом в работе с неправильной речью всегда должно быть наблюдение за произношением ребенка

Очень важно определить, какова причина неправильного звучания «Ж». Существует несколько вариантов его ошибочного произношения:

  • проглатывание звука «Ж»;
  • замена на «В» — губно-зубной парасигматизм;
  • произношение «Г» — носовой сигматизм;
  • «Д» вместо «Ж» — призубный парасигматизм;
  • замена на «Щ» или «З» — шипящий и свистящий парасигматизм.

Родитель должен проследить за артикуляцией и дыханием малыша при произношении звука. После определения причины исправить дефект намного проще. Так, например, замена на другие звуки – это чаще всего следствие неправильной артикуляции — значит, в первую очередь, акцент нужно делать на ее коррекцию.

Иногда ребенок неправильно направляет струю воздуха – это можно увидеть по надувающимся щекам или слабому потоку воздуха – тогда помимо артикуляционной составляющей надо подключать дыхательные упражнения.

Если у малыша не получается воспроизводить звонкость, нужно тренировать голосовые связки.

Звук [Ж]в середине слова:

ЖАКожа, лужа, пожар, пожарный, бежать, уважать, уезжать, жарить, дрожать, ложа, рожа, вожжа, дрожат, лужайка, нет ежа, лужайка, лежанка, Снежана, нажарить, нажать, нарожать, межа, разжать, рожать, ежата, уважаемый, кинжал, деньжата, медвежата, вожак, вожатый, урожай, пижама, бежать, держать, дрожать, лежать, ужасный, баклажан.ЖООжог, утюжок, обжёг, прыжок, кружок, дружок, флажок, пирожок, ежовый, книжонка, ежонок, бумажонка, ножовка, ожог, ножонка, движок, тяжёлая, лужок, лужённый, сапожок, творожок, рожок, чужой, крыжовник, ежовый.ЖУСкажу, ежу, положу, кунжут, вижу, режу, вяжу, мажу, мажут, кожура, жужжание, жужелица, сужу, накажу, доложу, тужурка, абажур, ажур, брожу, хожу, дружу, лежу, покажу, положу.ЖИ (ЖЫ)Ужин, ножик, мужик, лужи, дружить, кружить, ежи, нажим, вожжи, режим, ожидание, оружие, бомжи, лыжи, пыжик, рыжик, дюжина, похожий, наживка, тужится, рыжий, режим, нажива, наживать, наживка, нажит, нажим, нажимать, наложить, режем, ложится, кружится, тужится, насторожить.ЖЕУже, хуже, ближе, ежевика, мороженое, ожерелье, драже, ежегодно, бежевый, бежевое, сюжет, ниже, нажечь, кажется, настороже, мозжечок, может, натяжение, напряжение, разжевать, разжечь, ряженка, ряженный, ряженье, спряжение, скольжение, неужели, уважение, этажерка, предложение, положение, умножение, служебный, лежебока.

Ход занятия.

1. Орг. момент.

Прозвенел звонок и смолк,

Мы занятие начнем.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

2. Актуализация знаний.

Какие бывают звуки?

Чем отличаются гласные звуки от согласных?

С каким звуком мы познакомились на прошлом занятии?

Какой он, опишите?

Назовите слова со звуком .

3. Введение в тему.

-Сегодня мы вновь отправимся в путешествие по сказочной стране, где мы с вами познакомимся с еще одной тайной страны Азбуки.

В этой стране нас ожидает много нового, интересные встречи с таинственным новым звуком и буквой, загадки, задания и конечно игры.

Но чтобы путешествии удалось, сначала нужно разгадать загадки.

Если ответ будет правильный, мы увидим отгадку. (показ картинки)

Вы согласны?

Он живет в лесу дремучем,

Сам он круглый и колючий.

Угадайте, это кто же?

Узнать его непросто,

Узнать его легко,

Высокого он роста

И видит далеко.

Черный, да не ворон.

Рогат, да не бык.

Летит-воет,

Сядет-землю роет.

*Как можно назвать всех одним словом?

*Произнесите все слова хором и подумайте, что объединяет эти слова?

-Сегодня мы с вами поговорим о таинственном звуке и букве Жж.

4.Изучение нового материала:

-Картинка, где изображено, как жужжит жук, обозначает звук.

а)характеристика звука .

-Давайте потренируемся в произношении звука , но для этого повернитесь друг к другу произнесите звук .

*Что происходит с губами, с зубами и языком (губы чуть вытянуты вперед, зубы слегка сближены, кончик языка приподнят и касается верхнего неба)

-А теперь вместе со мной произнесем звук.

*Какой это звук?Почему?

*Как звучит звук , твердо или мягко?

-Правильно, звук произносится всегда твердо, независимо от того, какая гласная рядом. Это одна из тайн звука .

-Надеваем наушники, закрываем уши руками и произносим звук еще раз.

*Что вы слышите шум или голос?

*Звук — звонкий или глухой?

*Охарактеризуйте звук .(согласный, всегда твердый, звонкий)

б)игра «Поймай звук» (я называю слова, если в слове есть звук , дети хлопают в ладоши, если нет этого звука — подносят палец к губам.

УЖИ ЖИЗНЬ ЖЕЛЕЗО

ШАР ЖЁЛТЫЙ ДЖИНСЫ

ПИДЖАК ШИНА ЖЕНЯ

-Мы с вами можем произносить слоги, слова со звуком , а мы можем увидеть этот звук (нет, звук -невидим).

*Что мы еще знаем о звуках (звуки мы произносим и слышим)

в) игра «Услышь звук» — работа со схемами №3, №4

г) знакомство с буквой Ж

-Давайте станем волшебниками и превратим звук в букву.

Но для этого надо с закрытыми глазами произнести волшебное заклинание, хором.

Эни, бени, рики, тайся

Звук в букву превращайся (появляются на доске печатные буквы Жж)

*Почему их две?

*Где и когда пишется большая буква?

*Чем похожи и чем отличаются эти буквы?

-Эта буква живет на ленте букв на улице звонких согласных.

*Есть ли у нее парная согласная?

5.Закрепление нового материала:

а)упражнение для запоминания зрительного образа — буквы Ж.

-Выложите букву из палочек.

*На что похожа буква Ж?

-Эта буква широка и похожа на жука.

Потому что у нее 6 жучиных ножек.

И при этом точно жук, издает жужжащий звук.

*Каким цветом мы закрасим букву Ж?

б) чтение слогов и слов хором, цепочкой, индивидуально. (таблицы на доске)

в) игра «Превращение слов»

-Вот слог ЖИ превратите в слово УЖИ

*Что для этого нужно сделать?

-Слово УЖИ — в слово ЛУЖИ

г) игра «Рассыпалось слово» — работа в парах (детям раздаются макеты букв определенного слова, каждая пара составляет самостоятельно свое слово)

Ж А Э Т — ЭТАЖ

Ж Б А А — ЖАБА

Ж О К А — КОЖА

Ж И К У — ЖУКИ

Ч Ж ИИ — ЧИЖИ

-Читаем составленные слова

д) обобщение.

А сейчас я вам открою еще и тайну природы. В мире существуют несколько тысяч видов жуков. Среди них есть вредные полезные.

Но самый большой жук-олень, он занесен в Красную книгу. Как вы думаете, почему? (п. ч. Жук находится на грани исчезновения). А чтобы этого не случилось, мы с вами должны защищать и охранять их. Верно?

Жук-олень не просто красавец,он приносит большую пользу: личинки этого жука перерабатывают гниющую древесину и тем самым удобряют почву. Поэтому, берегите и охраняйте природу!

6. Итог занятия, домашнее задание.

На память жук дарит вам свой портрет. Он черно-белый, если есть желание то закрасте его.

*С каким звуком мы сегодня познакомились? Какой он?

Почему ребенок не выговаривает букву Ж

Звук «Ж» — шипящий шумный согласный, т.е. в его образовании играет роль шум, который возникает в результате преодоления преграды воздушной струей. Также «Ж» является звонким, в его артикуляции обязательна работа голосовых связок.

Логопед поможет убрать дефекты речевого дыхания.

Таким образом, проблемы в произношении звука «Ж» у ребенка возникают, если присутствуют дефекты артикуляционного аппарата или речевого дыхания. Еще одной причиной является гипертонус мышц речевого аппарата: ребенок не может расслабить язык и растянуть его края на верхние боковые зубы.

Норма артикуляции звука «Ж»:

  • губы округлые, выдвинуты вперед;
  • зубы разомкнуты на 1,5-2 мм;
  • широкий кончик языка поднят к краю твердого неба или альвеолам;
  • между языком и небом посередине образуется щель, через которую проходит струя воздуха;
  • язык прижат к боковым зубам, его средняя часть опущена;
  • задняя часть языка оттянута назад.

Секреты успешной автоматизации

Чтобы автоматизация звука Ж проходила правильно, необходимо организовать процесс, опираясь на советы профессионалов. В первую очередь следует проверить, насколько отработана проблемная буква, как произносится в словах, предложениях, тексте. Для этого можно использовать различные упражнения по возрастам. У дошкольников логопеды советуют применять работу с карточками. Когда взрослый показывает малышу картинку, обозначающую предмет, профессию, явление природы, дошкольнику нужно угадать и произнести правильно слова (жук, жало, пожар, дождь и т. д.).

Младшим школьникам предлагают составлять слова из слогов, прочитать текст. Нравится ребятам игра в «Пропавший звук», когда в словах или тексте пропущена нужная буква. Если упражнение выполнено и произносится Ж с правильной артикуляционной позицией, можно приступать к автоматизации. У подростков проверить произношение можно, предлагая прочесть стихотворение, текст, чистоговорку, фразу. Взрослые еще до автоматизации должны правильно определять позицию Ж при произношении. Если возникают трудности с постановкой, лучше пройти курс логопедических занятий, что позволит самостоятельно заниматься закреплением.

Секрет успешной автоматизации состоит в выполнении артикуляционной разминки перед каждым занятием. Упражнения позволяют закрепить правильность произношения, разогреть речевой аппарат перед занятием. Использовать артикуляционную разминку нужно, опираясь на коррекцию отдельного звука.

  • «Блинчик». Положить расслабленный язык на нижнюю губу, прикасаясь к уголкам губ. Продержать в таком положении 10 секунд. Верхние зубы при выполнении упражнения должны быть видны.
  • «Маляр». Вытянутым языком, при широко открытом рте, провести сначала вверху рта, касаясь неба, после внизу, не выходя за пределы зубов.
  • «Парус». Поднять язык, закрепить за передними зубами сзади, расслабить, продержать 10 секунд.

Автоматизация звука Ж проходит по принципу от простого к сложному. Сначала необходимо закреплять звук отдельно от слогов и слов − изолированно, после переходить на слоги, слова, предложения, тексты, повседневную речь.

Во время работы нужно отвлекать ребенка от зацикленности на правильности произношения отдельного звука. Сделать это можно, если использовать в занятиях дополнительные методики:

  • элементы театрализации;
  • зрительные образы (наглядный материал);
  • биоэнергопластику (произнесение с одновременным движением рук);
  • тактильно-мышечные методы (включение пальчиковой гимнастики).

Основные методы постановки звука Ж

Этапы постановки фонем:

  1. Подготовительный. Разминается артикуляционный аппарат, ребенок настраивается на занятия, проводится работа с речевым дыханием и фонематическим слухом.
  2. Постановка звука. Проводятся логопедические упражнения на дифференциацию проблемного звука, его правильное проговаривание.
  3. Автоматизация. Четкое произношение звука без дополнительной помощи.
  4. Закрепление в повседневной речи. Контроль со стороны взрослых, положительное подкрепление.

Методы коррекции звукопроизношения:

  • механический — с помощью логопедических инструментов (шпатель, лопатка, зонд);
  • по подражанию — наиболее естественный способ для дошкольников, т.к. их артикуляция развивается через восприятие речи окружающих;
  • по постановке от других корректно сформированных звуков.

Постановка «Ж» начинается с расслабления языка и челюсти, т.к. широкий язык — основа произношения шипящих. Для этого используется следующее упражнение: язык положить на нижние зубы, верхние зубы легко по нему стучат в течение 20 секунд. Затем язык, не двигаясь, лежит на нижней челюсти.

После этого объясняется артикуляция звука. Логопед вместе с ребенком руками изображает чашечку с водой, потом просит повторить позу языком, спрятанным за зубами. В таком положении нужно произнести «ЗЗЗЗЗЗ». Автоматически звук преобразуется в «Ж». Когда «Ж» закрепится, его вводят в слоги с гласными, затем в слова и предложения.

Поставить «Ж» можно и от корректно сформированного «Ш». Положение губ, зубов и языка при произношении этих звуков одинаковое. Ребенок говорит звук «Ш», а педагог просит при этом добавить голос и прочувствовать вибрацию на голосовых связках. Для закрепления «Ж» используют подражания жужжанию жука, пчелы.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика — комплекс упражнений на развитие речевого аппарата. Артикуляционный аппарат — основа качественного звукопроизношения.

Он включает в себя:

  • язык;
  • губы;
  • мягкое и твердое небо;
  • челюсть.

Правила выполнения артикуляционной гимнастики:

  1. Задания выполняют поэтапно, последовательно по уровню сложности.
  2. На начальных занятиях комплекс выполняется перед зеркалом, медленно. Зеркало убирают после освоения ребенком правильной техники.
  3. Каждое упражнение отрабатывается по 10-15 подходов, к следующему переходят, когда у ребенка получается правильно говорить букву.
  4. В домашних условиях задания выполняют ежедневно для автоматизации и закрепления.
  5. Задания оформляются в игры, чтобы у малыша возникло желание продолжать работу.
  6. Если ребенок испытывает затруднение в процессе выполнения, то используют логопедические инструменты, черенок чайной ложки, палочку от мороженого.

Упражнения для развития артикуляционного аппарата:

  1. «Блинчик». Язык неподвижен, расслаблен, лежит на нижней губе, открывая верхние зубы и касаясь уголков рта. Такое положение удержать 10 секунд.
  2. «Чашечка». Из положения «Блинчик» поднять кверху и изогнуть боковые края и кончик языка к бугоркам. Удержать 10 секунд.
  3. «Заборчик». Открыть рот и поставить зубы верхней и нижней челюстей друг на друга, произносить звук «И». Удержать в течение 10 секунд.
  4. «Трубочка». Выполняя «Заборчик», губы вытянуть вперед и округлить, проговаривая длительное «О».
  5. «Варенье». Язык расслабить и положить на нижнюю губу, после облизать верхнюю губу. Челюстью не шевелить.
  6. « Фокусник». Рот открыт, передний край языка лежит на верхней губе, боковые края к ней прижаты, середина языка образует желобок. На кончик носа закрепить кусок ваты. Сделать сильный выдох, чтобы вата взлетела кверху.

Выполнение артикуляционных упражнений.

Отработка артикуляции «Ж»:

  1. Приложить руку на горло, произнести звук «Ш».
  2. Усилить громкость, чтобы горло завибрировало. Получится звонкий «Ж».
  3. Протягивать звук «Ж» 20-30 секунд.
  4. Перед зеркалом дети совместно с педагогом рассматривают, в каком положении находятся губы и зубы, как расположен язык.

Работа с предложениями и текстом

На первых занятиях речевой материал должен быть максимально насыщен Ш или Ж, чтобы органы артикуляции отработали правильное положение, а ребенок запомнил их правильное звучание. На этом этапе ученику предоставляется больше самостоятельности – нужно закрепить навык не повторения за взрослым, а осознанного употребления в речи правильного варианта фонемы.

Задача взрослого на поздних этапах автоматизации – не просто указать на ошибки в произношении, но создать такие условия, чтобы ребенок сам их слышал и мог себя поправить. Не стоит предлагать сразу длинные предложения – их объем увеличивают постепенно. На этом этапе начинается автоматизация Ш, Ж в стихах, которые предлагают выучить малышу.

Примеры заданий

  • Повторение предложений.
    • На звук Ш: У Саши шапка. У Яши шуба. Маша кушает пшенную кашу. Бабушка шьет штанишки. Шахматы и шашки у Даши в шкафу.
    • На звук Ж: На улице жужжит жук. Женя поймал жабу. Жанна живет на втором этаже. После дождя на лужайке лужи.
  • Путаница. Ребенку называют набор слов и ему из них нужно составить предложение. Это задание направлено и на развитие грамматического строя, а именно навыков согласования и подчинения в предложении.
  • Повторение скороговорок. Темп постепенно ускоряют, но все слова нужно проговаривать четко и делать упор на шипящие:
    • На Ш: Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон.
    • Кошка на окошке шьет рубашку для Ермошки.
    • На Ж: У ежа – ежата, у ужа – ужата.
    • Жужжит жужелица, жужжит и кружится.

Постепенно следует предлагать менее насыщенный шипящими речевой материал. В предложении может быть одно-два слова, имеющих в составе Ш или Ж. Затем следует переходить к работе над небольшими текстами и стихотворениями.

Задания со стихотворениями

Дети могут не только их заучивать, но и сами добавлять рифму. Взрослый говорит начало предложения – ребятам предлагают придумать окончание:

«В кладовой играла мышка,

Под сосной лежала…(шишка)»;

«В огороде вырос лук,

На грядке ползал майский…(жук)».

Чтобы было проще подобрать рифму, логопед показывает картинку зарифмованного слова. Это задание не только автоматизирует звук, но и развивает творческое мышление.

Заучивание стихов не только тренирует память, но и воспитывает навык самоконтроля за речью и слуховое внимание. Обычно такие задания логопед дает на дом

Эффективнее будет выучить заранее, а потом в течение нескольких дней до логопедического занятия просить ребенка его рассказать. Тогда у него будет не механически отработанное произношение, а его сознательное употребление в связной речи.

Начинают с коротких стишков:

«Две букашки на опушке

Отдыхают на подушке».

«Жук упал и встать не может,

Ждет он, кто ему поможет».

Постепенно в работу включают более объемные стихотворения:

«Мышонку шепчет мышь:

− Ты все шумишь, не спишь.

Мышонок шепчет мыши:

− Шуметь я буду тише».

«Жук жужжит: Жу-жу-жу!

Я живу и не тужу,

Я на веточке сижу,

И жужжу, жужжу, жужжу!».

Во время повторения стихотворения логопед обращает внимание на правильное произношение Ш и Ж. А также на интонационную составляющую и использование мимики и жестов во время выступления

Задания для работы с текстом

Начинают автоматизировать звук с коротких текстов, содержащих большое количество слов с шипящими. Постепенно речевой материал приближают к обычной речи. Все рассказы лучше сопровождать иллюстрациями, потому что детям дошкольного возраста проще понимать содержание текста.

  • Повтор за взрослым рассказа. Сначала логопед или родитель читает текст, потом он проговаривает предложение, а ребенок за ним повторяет.
  • Какое слово прочитано неправильно. Это задание на тренировку слухового внимания. Во время чтения слов с шипящими, в некоторых из них взрослый искажает произношение. Ребенок должен не только услышать ошибку, но и сказать правильный вариант.
  • Пересказ – сложный вариант работы. Сначала логопед несколько раз читает текст, а ученик потом пересказывает. Обязательно используют сюжетные картинки; если возникли затруднения можно помочь наводящими вопросами.

Лучше выбирать рассказы, которые знакомы детям. Можно придумать их самостоятельно, героями в которых были бы любимые малышами персонажи. Когда малыш уверенно произносит шипящие в тексте и отличает правильный образ звука среди большого количества слов, логопед переходит к самому сложному этапу – работе со связной речью.

Автоматизация звука

Начинать автоматизацию нужно с правильной постановки и артикуляционной гимнастики, после переходить на закрепление произношения. Занятие должно проходить в дошкольном возрасте не более 10 минут, в младшем школьном до 15, в среднем школьном 20, взрослые могут уделять автоматизации звука до 30 минут. В полное время входит подготовка (гимнастика) и основная часть (автоматизация).

Работа со слогами и словами

Переходить сразу к автоматизации не стоит. Начинать закрепление нужно с изолированного произношения. Несколько раз проговорить Ж, пока не будет выработана правильная позиция. Ребенку самостоятельно тяжело определить, как произносится звук, следить за переходом от одного задания к другому стоит педагогу или родителю.

Начать работу нужно с изолированного произношения: Ж-Ж-Ж-Ж-Ж. Затем подключать слоги, сначала с закрытой позицией, после с открытой: жа-жо-жу-жи, ож-аж-уж-иж.

Для малышей-дошкольников можно проводить упражнение «Хлопни, как услышишь Ж». Педагог или родитель произносит слова, ребенок должен услышать звук Ж и хлопнуть в ладоши. После упражнения предлагают ребенку вспомнить, какие слова были, произнести их.

Младшему школьнику можно предложить раскрасить жирафа, и закрашивать места, где он увидит букву Ж.

Взрослому и подростку можно читать слова с буквой Ж, от простых к сложным. Используют упражнения «Найди слово», «Буквы перемешались». Нужно соотнести слова с картинками, составить слово из слогов.

Работа с предложением и текстом

При работе с дошкольниками важно делать упор на составление предложений, так как дети не умеют читать. Помогут в работе специальные карточки, индивидуальные мнемотаблицы

Они позволяют отточить навык произношения при составлении предложений, в разговорной речи

Работая по мнемотаблицам, одновременно развивают психические процессы: внимание, воображение, память, мышление, речь. Таблицы можно подбирать по возрастам

При работе с дошкольниками и школьниками над закреплением произношения звука активно используют скороговорки и чистоговорки. Перед их выполнением можно предложить малышу составить самостоятельно по карточкам словосочетания с буквой Ж: жираф жует, кожа жирная, желтый цветок.

Важно подбирать интересный материал по возрасту, по степени сложности начинать всегда с простого, и переходить на более тяжелое задание. Чистоговорки предназначены для оттачивания артикуляционной позиции и правильного, четкого произношения звука

Ребенку или взрослому предлагается говорить, повторять за логопедом или читать предложения, утрируя и выделяя интонационно звук Ж.

При переходе к скороговоркам следует проговаривать слова быстро, не обращая внимание на проблемную букву, так, как человек говорит в обыденной жизни. Работать со скороговорками нужно правильно:

произнести медленно, четко выделяя каждый звук;
артикуляционные органы активно работают (утрировано), ребенок или взрослый должен на каждой букве сохранять нужную артикуляционную позицию, следить за речевым аппаратом;
после медленного прочтения или повторения попытаться проговорить быстрее скороговорку, заостряя внимание на проблемном звуке;
когда получится произнести четко слова с Ж в предложении, ускорить речь, читать скороговорку в быстром темпе, не обращая внимание на проблемный звук.

Жу-жу-жу я на лавочке сижу

Жи-жи-жи, ну-ка сказку расскажи

Жо-жо-жо мне живется хорошо

Жа-жа-жа, а на улице жара.

Автоматизация в связной речи

Закрепление звука Ж в связной речи подразумевает его оттачивание с помощью стихов, текстов, чтобы человек при чтении или повторении не заострял внимание на проблемной букве, произносил слова легко, не задумываясь над прочитанным или сказанным. Когда ребенок или взрослый научится говорить правильно Ж в разговоре и не обращать внимание на верность произнесенных слов, автоматизация считается успешной

Применять для автоматизации слов, где встречается буква Ж можно различные стихотворения по возрастам. Ребенку от 7 лет предлагают прочитать текст, дошкольнику повторить за взрослым.

Стихотворения можно заучивать, ставить по ним сценки, применяя элемент театрализации. Нужно сочинять самостоятельно по картинкам рассказ, нарисовать рисунок по заданной теме и попросить малыша проговорить, что изображено на картинке в форме рассказа, составить сказку совместно со взрослым. Младшим школьникам нравится читать рассказы, где пропущены слова, либо зашифрованы в картинках. Это отвлекает малыша от концентрированности на нужной букве, делает процесс автоматизации более легким и интересным.

Словосочетания со звуком Ж (речевой материал):

Жаба в луже, желтое жабо, бежевое жабо, тяжелая баржа, на жаровне жаркое, ржание жеребенка, жандарм ждёт, ужалила жалом, жужжание жука, жалко жаворонка, кожаный жакет, южная жара,  жёлтый жёлудь, жалить жалом, ужасная жалоба, жалко ужа, жалко журавля, жук жужжит, ежи на лужайке, жуткий пожар.

Жёсткие жернова, прожжённый жакет, кожаный жакет, ужасно жарко, нежная кожа, бежевый жакет, жулик жульничает, бумажный жук, Женино жабо, жёлтая пижама, жёлтый жук, жалобы жильцов, вожатый бежал, жилище жужелицы, кожа жирафа, у жены жемчуг, урожай желудей, жизнь на ложе, жевать желе, желтый желудь.

Жилетка мужа, завяжи туже, тяжёлая ножовка, жена в пижаме, на лежанке книжонка, можно рожок, жалкий жонглёр, жонглер жонглирует, жирное жаркое, жаворонок возле лужи, жбан не для жарки, урожай на меже, жить и не тужить, наживить живчика,  Женя и Жора, дружные жители,  жизнь животных.

Положу книжонку, вожатый в луже, вожатый в жакете, положил жучка, влажная кожа, ужи живут, подержанные вожжи, в жюри женщины, уважать мужа, желе дрожит, жатва ржи, жуткий жучок, желание жевать,  жужжу и не тужу, жевать жвачку, положу на лежанку, выхожу на бережок.

Ножницы у Жанны, брожу по лужайке, флажок Жени, нужная бумажонка, в каждой бумажечке, вожжи дрожат, бумажечку прижать, пирожок с творожком, убежал от медвежонка, мажут жир, кружить на лыжах, жнёт урожай, вяжу жилет, ужи не жалят, жалко жучка, дюжина джигитов, медвежонок задрожал, ежик жмурился.

На ёжика похожа, ёжик ёжится, оранжевый флажок, лыжник по лыжне, пиджак сложили, ажурное жабо, отважный жук, Жанна ужинает, вижу пожарника, наложить крыжовник, вижу ежонка, наложить макияж, обжёг живот, пирожок с ежевикой, поджёг бумажонку, пирожок ежу, немножечко ежевики.

Определение позиции звука «Ж» в слове (начало, середина):

Звук «Ж» в словах может стоять в начале и в середине слова (в раскрасках слово изображено в виде схемы, разделенной на три квадрата). Например, слово ЖУК. В этом слове звук «Ж» стоит в начале, значит раскрасить необходимо первый квадратик. Чтобы легче определить положение звука, слово необходимо произносить медленно, выделяя звук нужный звук— ЖЖЖЖЖук.

  • жаба, лужа, жабо, жадина, лежанка;
  • ежи, жакет, ножик, Жасмин, жокей;
  • ежик, жук, ножовка, сапожок, Жулик, живот;
  • жонглер, жаворонок, пижама, баклажан, желудь, пирожок;
  • жилет, ножик, жилье, ежи, желе, ужин;
  • лыжи, оружие, жемчужина, жених, Жучка, ежевика;
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector