Леворукие дети: особенности развития, характеристика, психология. стоит ли переучивать левшу?

Последствия переучивания

Ребенок-левша, которого заставляют писать « пассивной» рукой, справляется с заданием труднее и дольше своих одноклассников, у него больше исправлений, хуже успеваемость. Разве этого хотят любящие родители?

Осознайте, что нет в леворукости ничего необычного. Не спешите переучивать, усложнять жизнь ребенка. Это запутывает сознание, занижать его самооценку. У здорового и благополучного ребенка может появиться страх перед неудачами, снизится самооценка и, как следствие, будет отсутствовать интерес к учебе, появится закомплексованность. Стрессы и неврозы могут вызвать психическое развитие и отразиться во взрослой жизни (на общении с противоположным полом).

Развитие леворукого ребенка

У леворукого ребенка наблюдаются некоторые особенности развития. У малыша медленнее формируется фонематический слух, он хуже ориентируется в пространстве. Или даже иначе воспринимает пространство.

Да, среди левшей много талантливых людей. Это так же верно, как и то, что левши часто испытывают затруднения еще на этапе подготовки к школе. И задача родителей сделать так, чтоб малыш не отстал от сверстников, чтоб у него вовремя сформировались все навыки и умения.

Общеизвестно, что для правильного формирования речи ребенку полезно уже с самого раннего возраста читать книги. Специалисты считают, что чтение вслух благоприятно отражается на развитии маленького человека. При этом чтец должен четко произносить все звуки, не спешить. Слушатель должен успевать понять прочитанное.

Старайтесь больше разговаривать с ребенком. При этом тоже нужно четко произносить все звуки. Произносите слова неторопливо, чтобы малыш мог усвоить информацию. Не глотайте слоги, делайте паузы.

После 3-4 лет крохе уже хочется вволю поговорить самому. Не отмахивайтесь от ребенка, найдите время для обстоятельных обсуждений всего, что волнует малыша.

Для правильного формирования речи рекомендуется заниматься артикуляционной гимнастикой. Она поможет малышу не только четко и правильно произносить слова, но и облегчит процесс обучения письму. Вот некоторые простые упражнения.

  1. Растянуть губы в улыбке.
  2. Вытянуть губы трубочкой.
  3. Растянуть губы в улыбке, потом вытянуть их трубочкой.
  4. Закрыть и открыть рот.
  5. Вытащить язык изо рта в форме «лопаты».
  6. «Свернуть» вытянутый язык трубочкой.
  7. Поболтать языком вверх-вниз.
  8. Попробовать дотронуться языком до кончика носа, а потом до подбородка.

Ничто так не подготовит руку к письму, как упражнения, развивающие мелкую моторику. Предоставьте малышу возможность манипулировать мелкими предметами: научите его шить, вышивать, нанизывайте вместе бусы, собирайте мозаики, делайте всевозможные панно из природных материалов. Полезно даже перебирание фасоли или крупы. Покупайте специальные книжки с развивающими упражнениями. Очень полезно рисовать по точкам, заштриховывать фигуры, раскрашивать картинки.

Развить координацию движений, внимание, усидчивость, столь необходимые в школе, помогут танцы, художественная гимнастика и другие виды спорта

Важно выработать у ребенка правильную технику письма. Ведь левой рукой это делается не совсем так, как правой

Причем, объяснить, как правильно держать ручку, вы можете ему сами, не доживаясь, пока это его этому научат в школе. При письме ребенок, естественно, должен сидеть прямо, не касаясь грудью стола. Ноги, согнутые в коленях под прямым углом всей поверхностью ступнями должны упираться в пол. Голова чуть наклонена направо. Кисть левой руки, держащая ручку, развернута к поверхности стола и опирается на нижнюю часть ладони и ногтевую фалангу немного согнутого мизинца. Источник света находится с правой стороны

Ведь левой рукой это делается не совсем так, как правой. Причем, объяснить, как правильно держать ручку, вы можете ему сами, не доживаясь, пока это его этому научат в школе. При письме ребенок, естественно, должен сидеть прямо, не касаясь грудью стола. Ноги, согнутые в коленях под прямым углом всей поверхностью ступнями должны упираться в пол. Голова чуть наклонена направо. Кисть левой руки, держащая ручку, развернута к поверхности стола и опирается на нижнюю часть ладони и ногтевую фалангу немного согнутого мизинца. Источник света находится с правой стороны

Важно выработать у ребенка правильную технику письма. Ведь левой рукой это делается не совсем так, как правой

Причем, объяснить, как правильно держать ручку, вы можете ему сами, не доживаясь, пока это его этому научат в школе. При письме ребенок, естественно, должен сидеть прямо, не касаясь грудью стола. Ноги, согнутые в коленях под прямым углом всей поверхностью ступнями должны упираться в пол. Голова чуть наклонена направо. Кисть левой руки, держащая ручку, развернута к поверхности стола и опирается на нижнюю часть ладони и ногтевую фалангу немного согнутого мизинца. Источник света находится с правой стороны.

10 советов родителям леворукого ребёнка

(из книги М. М. Безруких «Леворукий ребёнок»)

  1. Взрослые не должны никогда, ни при каких обстоятельствах показывать леворукому ребёнку негативное отношение к леворукости.
  2. Старайтесь придерживаться единой тактики отношений с ребёнком. Раздоры в семье и несогласованность требований родителей к ребёнку всегда осложняют ситуацию.
  3. Необходимо научиться внимательно наблюдать за своим ребёнком, видеть и различать его состояния, знать причины его огорчений и радостей, понимать его проблемы, помогать ему их преодолевать.
  4. Помните, что леворукость – индивидуальный вариант нормы, поэтому трудности,возникающие у левши, совсем не обязательно связаны с его леворукостью, такие же проблемы могут быть и у праворукого ребёнка.
  5. Не рекомендуется «пробовать» научить ребёнка работать правой рукой, тем более настаивать на этом. Переучивание может привести к серьёзным нарушениям здоровья.
  6. Определить ведущую руку целесообразно в 4–4,5 года и не менять её, даже если качество письма и рисования будет не очень удовлетворять вас.
  7. Научите леворукого ребёнка правильно сидеть за рабочим столом, правильно держать ручку, располагать тетрадь. Помните, свет при работе должен падать справа.
  8. При обучении письму используйте «Прописи для леворуких детей». Помните, методика безотрывного письма неприменима при обучении леворуких детей.
  9. Не заставляйте леворукого ребёнка читать, если он сам отказывается, даже если вы уверены, что он знает все буквы. Складывайте буквы из их элементов, пишите буквы, играйте с буквами – эта работа облегчит ребёнку распознавание букв и процесс обучения чтению.
  10. Ваш ребёнок нуждается в особом внимании и подходе, но не потому, что он леворукий, а потому, что каждый ребёнок уникален и неповторим.

Любящим родителям прежде всего стоит принять особенность своего ребёнка и помнить, что доминирование левой руки связано с функционированием головного мозга. Категорически нельзя пытаться переделать ребёнка в правшу, предъявлять к нему завышенных требований или сравнивать с другими детьми. Вот ещё несколько рекомендаций психологов и нейропсихологов родителям левшей.

Чтобы ребёнок не чувствовал себя белой вороной в кругу сверстников, не заостряйте его внимание на том, что он левша.
Почаще напоминайте ребёнку, где у него правая рука, а где – левая. Помочь различать лево и право может яркий браслет – наденьте его ребёнку, например, на правую руку.
Приучайте ребёнка пользоваться обеими руками

Особенно хорошо в этом помогают развлечения с мячом, лепка, а также игра на музыкальных инструментах.
Правильно обустройте рабочий уголок ребёнка: свет должен падать справа. А в школе попросите учительницу посадить малыша слева за партой – так ему не будет мешать правая рука соседа.
Во время подготовки ребёнка к школе для облегчения запоминания материала используйте наглядные пособия, так как левша мыслит образно.
Во время чтения предложите ребёнку воспользоваться закладкой, линейкой или даже листком бумаги. Левше бывает сложно уследить за строчками в тексте, и линейка поможет не теряться и не перескакивать через строку.

Мария Березовская

Генетическое левшество у детей

Если ребенок пишет левой рукой и точно так же делает его папа или мама, бабушка или дедушка, это естественное (генетическое левшество). Оно передается по наследству и протекает более естественным образом. Из поколения в поколение передается определенное взаимодействие функциональных систем мозга. Например, очень важный фактор — симметрии/асимметрии головного мозга. Это главное отличие левшей от правшей. Мозговая межполушарная организация левшей не имеет отчетливую асимметрию межполушарного обеспечения психических функций. Это значит, что межполушарная организация носит диффузный, менее упорядоченный (в отличие от правшей), характер. У левшей (у 75% по данным А.В.Семенович), по причине симметричного активирующего влияния стволовых структур мозга на морфологическую и нейронную мозговую организацию, речевые зоны обоих полушарий примерно симметричны, а мозолистое тело существенно больше по величине, чем у правшей (речевые зоны которых, как нам известно, ассиметричны и находятся в левой гемисфере).

Если говорить не научным языком, то функциональная организация правшей повторяется в человеческой популяции, функциональная же организация левшей настолько непредсказуема, что всегда имеет уникальную, индивидуальную и разнообразную природу. Поэтому естественные (генетические) левши уникальны и, вступая в контакт с таким ребенком, всегда удивляешься его необычному видению мира. Но зачастую такая уникальность не помогает им на начальном этапе обучения в школе. Ребенок-левша с большим трудом приспосабливается в мире правшей и испытывает ряд трудностей в школе. Можно наблюдать, как он мужественно борется с освоением пространства, с «зеркальностью», сложностью автоматизации навыков письма и чтения. А еще приходится справляться с эмоционально-личностными проявлениями и частыми болезнями. Но это уже проходили их бабушки, мамы и папы, поэтому они чувствуют «родовую» поддержку и понимание со стороны взрослых, которые, отталкиваясь от своего опыта в детстве, предлагают ребенку свой арсенал уникальных, коррекционных методов. Или обращаются за помощью к специалистам-нейропсихологам, которые при помощи несложных заданий, направленных на преодоление перечисленных выше трудностей, помогут ребенку адаптироваться к учебной деятельности.

Тест на леворукость

Обычно тест на леворукость проводят в пять лет, так как до этого времени дети могут одинаково часто использовать как правую, так и левую руки.

Только по тому, что ребенок пишет, рисует и ест преимущественно левой рукой, считать его левшой не совсем правильно, так как настоящий левша тот, у кого не только левая рука, но и левый глаз, и левое ухо – «ведущие».

Чтобы понять, какое ухо является «ведущим», ребенка обычно просят взять будильник обеими руками и послушать, как тикают часы. Ухо, к которому ребенок приложит будильник, и будет «главным».

Чтобы определить «ведущий» глаз, нужно свернуть лист бумаги в трубочку, дать его ребенку в обе руки и попросить через эту «подзорную трубу» посмотреть на различные предметы. Лист будет поднесен именно к «ведущему» глазу.

Канцтовары для левшей

Мы живем во время, когда был бы спрос, а предложения предоставим. Производители с большим ажиотажем берутся производить канцтовары на любой вкус. Для левшей производят линейки с зеркальным отображением цифр, точилки, ножницы с лезвием направленным в другую сторону, специальные ручки. От них не отстают и другие производители, существуют компьютерные мышки и даже музыкальные инструменты для левши.

Хочется отметить, что леворукость сама по себе не беда, ребенок может адаптироваться и хорошо себя чувствовать и в садике, и в школе, и в институте… Проблемы могут возникнуть по неграмотности родителей, которые руководствуются не пойми чем, переучивая детей с левши на правшу. Многие гении, вошедшие в историю были левшами. Например, великий русский поэт, исключительный в своем роде А. С. Пушкин был левшой. Л. Н. Толстой, Николай Лесков, Марк Твен тоже отдавали предпочтение левой руке. Поэтому, уважаемые родители, хорошо взвесьте все «за» и «против».

С какими трудностями сталкиваются правополушарные дети и как эти трудности преодолевать?

Им тяжело даются сравнения «больше
– меньше», если речь идет об отвлеченных
понятиях. Более того, поскольку они испытывают
пространственные трудности, то могут поставить
знак равенства между цифрами 13 и 31. Таким детям
необходимы дополнительные занятия на освоение
пространства, на умение анализировать на бытовом
уровне понятия «больше – меньше» с последующим
переводом на уровень абстрактный.
Правополушарным детям трудно работать по
образцу – это хорошо видно на уроках труда и
рисования. Они не могут сделать или нарисовать
что-либо точно так же, как учитель, и невероятно
страдают от этого.
На уроках физкультуры им трудно даются движения,
в которых поочередно участвуют руки и ноги. Порой
они не могут освоить асинхронные движения правой
и левой половины тела (примером может служить
кроль – стиль плавания). Эти дети могут лишь
копировать чьи-то движения. На некоторых этапах
обучения приходится в буквальном смысле этого
слова двигать их руками и ногами.

В чем правополушарный ребенок
успешен?
У этих детей хорошее чувство ритма. На
уроках физкультуры они успешны, когда надо
чувствовать действия партнера. Например, в
командной игре. Они могут освоить математический
материал, используя статьи в деловых газетах и
журналах. Они успешны в музыке, рисовании, но не в
копировании форм, а там, где требуется творческий
подход, допустим, при иллюстрировании текста.

Какие ошибки допускают левши? Им
сложно оперировать буквами и словами. У них часто
бывает задержка речевого развития, поэтому
письменные уроки даются им чрезвычайно тяжело.
Они пропускают буквы и слоги, глотают слова в
тексте, поэтому у них ускользает смысл
прочитанного. Правополушарные дети импульсивны,
невнимательны. Собственно, то, о чем мы говорили в
предыдущих лекциях: гиперактивность и дефицит
внимания, – и есть особенность психики
правополушарного ребенка.
Им проще дословно пересказать прочитанное, чем
ответить на вопросы по существу

Невнимательному
ребенку важно говорить не «повтори, что я сейчас
сказала», а «как ты думаешь?». То же самое
необходимо помнить при работе с
правополушарными детьми, их нужно обучать
выделять главное и второстепенное.
Они плохо учат правила, забывают исключения,
звуко-буквенный анализ им дается тяжело

Помимо учебной деятельности, их надо загружать
ежедневными занятиями на развитие творческих
способностей, причем такими, чтобы у них были
заняты обе руки. Это могут быть занятия музыкой,
танцами, лепкой, бисероплетением (для девочек),
конструированием (для мальчиков). Из спортивных
полезны занятия карате, ушу и плаванием. Хорошо
кататься на велосипеде, самокате, роликах.
Правополушарные дети должны больше печатать на
клавиатуре, нежели писать.

Причины, по которым переучивали

Урок в советской школе / Фото: zen.yandex.ru

Первое, что повлияло на такое решение – советская политика. В это время все должны быть одинаковыми. Нельзя было допустить, чтобы кто-то выделялся из общей массы. «Не такими» считались не только левши, но и хиппи или «стиляги». В тот или иной период к ним относились презрительно, их не воспринимали.

Было и «официальное» объяснение переучиванию. Суть его заключалась в том, что все предметы и инструменты созданы под правшей и левше будет сложно ими пользоваться и с ними работать. Примером выступала чернильная ручка. Если писать левой рукой, как и положено, слева направо, то очень сложно не смазать чернила.

Школьница пишет чернильной ручкой / Фото: esquire.kz

Третья причина особо не озвучивалась, хотя и имела место быть. Это армейская служба. Автоматные затворы находятся справа, и в эту сторону вылетают гильзы после стрельбы. Левше гильзы будут лететь в лицо. Это существенно усложнит человеку службу в армии, а, возможно, и исключит ее вовсе.

Почему одни люди пишут правой рукой, а другие левой?

На первый взгляд люди, чаще использующие левую верхнюю конечность, точно такие же, как и «праворукое» население. Однако это не совсем так. и почему? Ответ на этот вопрос появился не так давно, с тех пор как изучением данного феномена занялись учёные-неврологи. Прежде чем понять, в чём разница, необходимо выяснить причину, по которой одни люди чаще используют правую руку, а другие — левую. К факторам следует отнести:

Снежок, который все больше становился в контексте левого существа, был причудливым. Билл Клинтон только выпил, когда ушел с плохими компаниями. Годы спустя Кевин Денни потрудился провести амбициозное исследование, которое пыталось устранить все возможные ошибки предыдущих, избегая небольших образцов исследования. После изучения поведения, 000 человек из 12 стран пришли к выводу, что правда в том, что левши не склонны к алкоголизму, но чаще пьют. И нет, «результаты не подтверждают идею о том, что чрезмерное употребление алкоголя является следствием возможного социального стресса, вытекающего из того, что левши являются группой меньшинства», — прокомментировал лицо, ответственное за пресс-конференцию.

  1. Генетическую предрасположенность. Основной причиной «леворукости» считается преобладание правого Это совсем не значит, что у человека работает лишь часть ЦНС. Однако правая сторона считается более развитой. Данная особенность передаётся по наследству.
  2. Гормональную теорию. Часть ученых считают, что к рождению левши приводит повышенное действие тестостерона на организм беременной женщины и плода.
  3. Травмы правой руки. Иногда, человек становится левшой не потому, что у него преобладает правое мозговое полушарие, а вследствие длительного ношения гипса, атрофии мышц, паралича.
  4. «Копирование» действий окружающих. Данная причина относится к детям. Часто ребёнок начинает использовать левую руку, глядя на то, как пишут или едят родители или другие близкие (друзья в дошкольных учреждениях, бабушка, няня).

В некоторых случаях неправильное формирование мозговой деятельности связано с травмами и недостатком кислорода на поздних сроках беременности. При этом помимо «леворукости» формируются серьёзные нарушения. К ним относят: задержку развития, речи, умственную отсталость и т. д.

Левши слушают речи по-другому

«Каждому субъекту было сказано, что он должен использовать правую руку для ответа в течение первых двадцати звуков, слева в течение следующих двадцати секунд, затем справа и так далее». Это были показания теста, проведенного исследователями. Затем выводы исследования подтвердили, что левое и правое полушария специализируются на разных типах звуков и что, короче говоря, правые предпочитают быстро меняющиеся звуки, связанные с согласными и левыми, звуки, которые медленно менялись слогов или интонации.

Посмотрите, как Анджелина хорошо слушает вас. Из этого были сделаны сотни выводов, и самый чистый пример телефона эскачаррадо был забит на обложках, которые «левые и правые слушали речи по-другому», то, что говорит больше о преувеличении и необходимости в великолепном заголовке, чем Чувствительная реальность: «Не позволяйте истине испортить вам хорошие новости».

Первые признаки преобладания той или иной руки

Замечая признаки преобладания другой ручки у малыша, родители, возможно, захотят узнать, как определить левша или правша ребенок. Это сделать не трудно, ведь достаточно просто понаблюдать за своим ребенком или попросить сделать какие-то простые движения, например, прыгнуть на одной ноге, дать пожать руку или попросить нарисовать цветок на бумаге.
 
К слову, хоть многие дети и рождаются с доминированием левой половины тела, проявляется это далеко не сразу. Многие дошколята одинаково хорошо управляются обеими ручками. Таких всеумельцев называют амбидекстрами или обеерукими. Это обусловлено тем, что полушария мозга развиваются неравномерно, одно позже, другое раньше. Поощрять обеерукость полезно, но если сам малыш не противится этому. Истинное левшество можно заметить ближе к 4-5 годам, когда ребенок не только рисует левой рукой, но и использует ее как основную в манипуляциях.
 
Если обращаться к статистике, то левшей на свете около 8-15 %, т.е. примерно каждый седьмой из нас. Немало, согласитесь. А вот амбидекстры – настоящая редкость – 2 % населения земного шара.

Перманентный макияж бровей: уход после процедуры

История праздника

Впервые этот день был отмечен 13 августа 1976 года по инициативе Lefthanders International.


Том Форд, знаменитый левша

Цель акции — обратить внимание производителей различного оборудования на проблемы левшей: при работе на оборудовании для правшей левши совершают неестественные для них движения, в результате чаще получают нервный и мышечный стресс. Вследствие чего, согласно проведенному в США в 1991 году исследованию, левши чаще гибнут в авариях на производстве

Штаб-квартира Международной ассоциации леворуких находится в городе Топика (США, штат Канзас). Ассоциацией подготовлен «Билль о левшах».

Есть ли смысл переучивать леворукого ребенка

В период существования СССР таких детей нещадно переучивали, исправляя «природный недостаток» (неправильную привычку). Основоположником научных работ был доктор медицины Д. Джексон. Он настаивал на том, что ведущей рукой должна быть правая, в идеале надо уметь владеть обеими. В результате ребенок начинал писать правой рукой, но это, безусловно, нарушало его психику. Переучивание дошкольника приводило к ряду негативных последствий: заиканию, нарушению сна, повышенной утомляемости. Некоторых детей это доводило до невротических тиков и энурезов.

Переученные люди не могли окончательно перестроиться, они все равно выполняли левой рукой мелкую работу (например, вышивали, забивали гвозди и т.д.). С годами, став самостоятельнее, они перестраивались обратно и охотнее полноценно работали левой рукой, ведь функции полушарий мозга не обманешь. К тому же, полушария не являются взаимозаменяемыми, как в случае с парными органами – при потере одного органа человек обходится с помощью дублера.

В заключение несколько советов

Если у вашего ребенка леворукость, то родителям не надо подчеркивать его отличие от сверстников, а, напротив, необходимо всячески подбадривать и хвалить малыша. С годами, естественно, он сам заметит свои особенности, но к этому времени он научится достаточно умело приспосабливаться к жизни. Процесс адаптации леворуких детей в преимущественно праворуком мире непрост. Ведь все, что окружает ребенка, рассчитано на правшей: приборы, часы, телефон-автомат, инструменты для ручного труда, обычные ножницы и, наконец, рычаги управления автомобилем и самолетом – все ориентировано на правую руку потребителей. Но самолет и автомобиль – это проблема далекого будущего, в детстве гораздо существеннее для левши помощь в овладении письмом и чтением.

За партой леворукий ребенок должен сидеть слева, при таком положении ему не будет мешать правая рука соседа. Правой рукой надо придерживать тетрадь, а левая должна свободно располагаться на столе, опираясь на нижнюю часть ладони и согнутый мизинец. Лучше, если кисть левой руки находится под строкой, при этом ребенку виден образец и не смазывается написанное ранее. Тетрадь следует располагать с наклоном вправо и направленностью правого нижнего угла страницы к средине груди школьника. Ребенок-левша при письме чаще всего производит движения справа налево. При таком необычном направлении письма у него все получится, если он будет постоянно упражнять свою левую руку. Для начала неплохо предложить детям завязывать и развязывать шнурки, перекладывать мелкие игрушки, застегивать и расстегивать пуговицы – все это, разумеется, левой рукой. Полезна также гимнастика для тренировки точных движений пальцев и кисти руки. С комплексом рекомендуемых упражнений родителей могут познакомить врач или педагоги.

При письме леворукие дети допускают характерные ошибки: путают схожие по форме буквы. Это могут быть типичные для зрительного письма изъяны, при этом вместо с ребенок пишет э, з вместо е и т.п. Неплохо для запоминания правильного начертания букв прибегнуть к образному изображению трудных букв: рядом с о нарисовать обруч, ф представить вместе с очками, п – с перекладиной и т.п. Наглядные пособия, схемы, диаграммы, графики, макеты вообще полезно использовать при обучении левшей в силу свойственных им образности мышления и эмоциональности восприятия.

Нехитрыми приемами такого рода вы поможете своему ребенку овладеть грамотой, а на будущее усвоить, что никаких препятствий в жизни для левши не существует.

Брагинский В., кандидат медицинских наук,заслуженный врач РФ Статья предоставлена газетой «Здоровье детей»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector