Урок русского языка в 1 классе «деление слов на слоги»
Содержание:
- Правила слогоделения в английском языке
- Открытые слоги
- Особенности слогораздела
- Теории слога
- Открытый слог в английском языке (I тип)
- Основные правила слогораздела
- «Новые» правила деления слов на слоги в русском языке (Московская школа. Литневская Е. И. Русский язык: Краткий теоретический курс для школьников. М., 2006)
- Образование слогов
- Не путайте открытый и закрытый слог
- Как правильно научить ребенка делить слова на слоги?
- Так что же это такое – слог?
- Полезные советы
- Примеры
- Как научить ребенка делить слова на слоги?
- Игры для ознакомления детей со слогами
- «Старые» правила деления на слоги. Ленинградская школа Щерба Л.В
Правила слогоделения в английском языке
Пора поговорить о том, как грамотно разбивать (разделять) слова на слоги в английском языке.
Слоги в английском языке бывают открытыми и закрытыми. Это зависит от того, на какой звук заканчивается слово.
- Что касается открытых слогов, то они оканчиваются гласными. Плюс к этому, слог также будет являться открытым при образовании его дифтонгом (дифтонг — это звук, произношение которого предполагает переход от одного гласного звукотипа к другому) или долгим гласным звуком, на который падает ударение.
- Закрытые слоги, соответственно, заканчиваются на согласные звуки. В случае, если тот или иной слог образован краской согласной, он также будет закрытым.
Стоит привести правила слогоделения в английском языке, наглядно показав их на конкретных примерах.
Правило номер один
Количество слогов в определенном слове зависит от гласных звуков, используемых в нем: «to- ma- to» (британский вариант: , американский вариант: ) (перевод: помидор, томат).
Правило номер два
Для образования слога достаточно одного гласного звука: «a- bo- ut» () (перевод: о/про (в значении «о чем-либо), около/примерно (наглядный пример: The speed of the car was about one hundreds and twenty seven kilometers per hour. Машина ехала на скорости примерно сто двадцать семь километров в час (…около ста двадцати семи…).
Правило номер три
Если на «границе» слогов имеются две согласных буквы, его нужно разделить на две части: «po- et» (британский вариант: , американский вариант: ) (перевод: поэт).
Правило номер четыре
Если в слове имеется несколько звуков, образованных дифтонгом (данное определение было представлено выше), то оно имеет только один слог: like () (перевод: нравиться (глагол) (пример: I like the way you do it! Мне нравится, как ты это делаешь!), лайк (имя существительное)).
Правило номер пять
Если в слове на «краях» (границах) слогов присутствует согласный звук, он выделяется во второй: «e- co- lo- gy» (британский вариант: , американский вариант: ) (перевод: экология).
Правило номер шесть
Слоги также могут быть образованы при присутствии буквосочетания «er», которые стоят после литеры «W»: «show-er» (британский вариант: , американский вариант: ) (перевод: дождь, душ).
Правило номер семь
Литера «L», находясь на границе слогов (при столкновении с другой буквой), относится к следующему слогу: «ta- ble» (британский вариант: , американский вариант: ) (перевод: стол, табло, таблица).
Правило номер восемь
Данное правило многим явно может показаться на первый взгляд довольно-таки странным… Однако, оно действует и используется на протяжении практически всего времени существования современного английского языка («послешекспировского» или, выражаясь научным «языком», новоснглийского). Перед такими сочетаниями литер (букв), как «ld» и «nd», проводится граница слога. Другими словами, эти сочетания являются отдельным слогом: «mi- ld» () (перевод: мягкий (в основном — климат), легкий, умеренный), «mi- nd» () (ум, против (…to be mind… пример: do you mind, if I drink of your cup a bit? Ты не против, если я немного отопью из твоей чашки?).
Скорее всего, каждый внимательный читатель заметил, что в последних слогах, образованных выше названными буквосочетаниями, двух последних приведённых примеров совершенно отсутствуют гласные звуки (как, в прочем и в американском варианте произношения слова «table», которое было приведено в предыдущем правиле). Это и есть основная «странность» данного правила (во всяком случае, для тех, кому выпало думать на русском языке). После прочтения последнего правила английский язык может многим показаться ещё более коварным. Но не надо бояться таких «хитрых слов». Плюс в английском языке в большинстве слов применяются правила деления их на слоги, аналогичные правилам в русском языке.
Открытые слоги
Поскольку гласные звуки являются слогообразующими, они могут организовать слог в одиночку:
- а-дрес
- у-кор
- о-тсев
- и-рис
- э-ко-но-мить
Гласные образуют также слоги в сочетании с одним или несколькими согласными:
- ру-ка
- во-ро-та
- кла-до-ва-я
Причем обратим внимание, что гласный следует за согласным. В силу такой постпозиции гласного звука слог можно произносить достаточно долго, тянуть голосом или распевать. Такие слоги называют открытыми.
Определение
Открытые слоги — это слоги, которые заканчиваются гласными звуками.
Большинство слогов в словах русского языка являются открытыми. Если после гласного, образующего слог, идет согласный или группа шумных согласных, то они начинают уже следующий слог:
- о-чаг
- ра-бо-та
- ла-дно
- ко-стри-ще
- ру-ба-шка
Этому правилу слогораздела не подчиняются непарные звонкие согласные, обозначенные буквами «й», «л», «м», «н», «р».
И теперь нам пора узнать, что такое закрытые слоги в словах русского языка.
Особенности слогораздела
Слогораздел в русском языке подчиняется не только закону открытого слога, но и закону восходящей звучности. Суть заключается в том, что слоги в слове расположены по нарастающей: от менее звучного к более. Отсюда вытекает несколько правил. Они подскажут, как правильно делить слова на слоги:
- Если в слове встречается согласный, который стоит между двумя гласными, он отходит к последующему слогу (то-пот, пу-ле-мет, вы-вод, и-ко-на, ка-ли-на);
- Сочетание нескольких шумных (все согласные, кроме сонорных) относят к следующему слогу (е-зда, ру-чка, мо-ли-тва, ка-ли-тка);
- Группа из шумного и сонорного согласных звуков причисляется ко второму по очереди слогу (ва-жный, со-про-ти-вле-ни-е, о-смы-сле-ни-е);
- Несколько сонорных согласных, стоящих в одном слове между гласными, относят к следующему слогу (а-лмаз, а-рми-я, по-мню);
- В сочетаниях сонорных и шумных между гласными первый звук отходит к слогу, стоящему перед ним (нель-зя, пол-ка, нор-ка, мер-ца-ни-е, вор-си-нка);
- Повторяющиеся согласные отходят к слогу, идущему за ними (во-жжи, Ро-сси-я, ко-ло-нна, а-лле-я);
- Если в слове встречается «й», стоящий перед сонорным или шумным, он причисляется к предыдущему слогу (мой-ва, лей-ка, ка-на-рей-ка, те-ло-грей-ка).
Запомнить эти правила не сложно, но они помогут вам с легкостью определить, как делить слово на слоги верно.
Теории слога
Существуют 4 теории слога.
1) Экспираторная теория: слог создается одним моментом выдоха, толчком выдыхаемого воздуха. Сколько слогов в слове, столько раз дрогнет пламя свечи при произнесении слова. Но нередко пламя ведет себя вопреки законам этой теории (напр., при двусложном «ау» дрогнет один раз). Таким образом, слог – один выдыхательный толчок (Томпсон, молодой Василий Алексеевич Богородицкий).
2) Динамическая теория: слоговой звук — самый сильный, интенсивный. Это теория мускульного напряжения (Граммон, Франция; Л.В. Щерба, Россия). Слог – импульс мускульного напряжения. Правила слогоделения связаны с местом ударения: ПРАЗ – ДНИК.
3) Сонорная теория: в слоге наиболее звучный звук — слоговой. Поэтому в порядке уменьшения звучности слоговыми звуками чаще всего бывают гласные, сонорные звонкие согласные, шумные звонкие согласные и иногда глухие согласные (тсс). Таким образом, слог – сочетание более звучного элемента с менее звучным (Отто Эсперсен, Дания). Им разработана шкала звучности из 10 ступеней. Известный лингвист Р.И.Аванесов (МФШ) создал шкалу из 3 ступеней:
1. наименее звучные (шумные)2. более звучные (сонорные)3. максимально звучные гласные.
Слог строится по принципу волны восходящей звучности.
4) Теория открытого слога (Л.В. Бондарко, ПФШ) – связь в группе «согласный + гласный» теснее, чем в группе «гласный + согласный». Г/ССГ. Все слоги открытые, т.е. должны оканчиваться на гласные. Исключения составляют конечные слоги – слог может закрываться J.
Открытый слог в английском языке (I тип)
Особенности:
- В открытом слоге употребляется только одна гласная.
- Гласная произносится также как и в алфавите.
- Гласная — последняя буква в слоге.
- Открытые слоги имеют не более одного согласного между открытым слогом и следующей гласной.
Примеры чтения гласных в открытом слоге:
Буква «A» – fame – слава , baby – ребенок, female – особь женского пола.
Буква «O» – note – заметка, zero – ноль, frozen – замороженный.
Буква «E» – we – мы, behind – позади, uneven – неуравновешенный.
Буква «I» – icy – ледяной, iris – радужная оболочка (глаза), ivory – слоновая кость или кокаин.
Буква «Y» – wry – кривой, apply – обращаться с просьбой, descry – рассмотреть.
Буква «U» – funeral – похороны, museum – музей, universe – мироздание.
Основные правила слогораздела
Слог — минимальная единица произнесения звуков речи, на которые можно разделить свою речь паузами. Слово в речи делится не на звуки, а на слоги. В речи осознаются и произносятся именно слоги.
С точки зрения звучности, со стороны акустической, слог — это звуковой отрезок речи, в котором один звук выделяется наибольшей звучностью в сравнении с соседними — предшествующим и последующим. Гласные звуки, как наиболее звучные, обычно являются слоговыми, а согласные — неслоговыми, но сонорные (р, л, м, н), как наиболее звучные из согласных, могут образовать слог.
Слогораздел — граница между слогами, следующими друг за другом в речевой цепи.
Существующие определения слога дают различные основания для определения места слоговой границы. Наиболее распространёнными являются две теории слогораздела. Обе они базируются на том, что для русского языка характерно тяготение к открытому слогу, а различия между ними обусловлены пониманием тех факторов, которые управляют слогоразделом.
Первая теория — теория Аванесова базируется на понимании слога как волны сонорности и может быть сформулирована в виде ряда правил: при последовательности СГСГСГ (С — согласный, Г — гласный) слогораздел проходит между гласным и следующим согласным (мо-ло-ко, по-мо-гу и т. д.).
Когда между гласными оказывается сочетание двух или более согласных — СГССГ, СГСССГ и т.д., то при общей тенденции к образованию открытого слога должен учитываться закон восходящей звучности, в соответствии с которым в рус. языке в любом неначальном слоге слова звучность (сонорность) обязательно возрастает от начала слога к его вершине — гласному.
По собственной звучности Аванесов различает три большие группы — гласные, сонанты и шумные согласные, так что в неначальном слоге запрещёнными оказываются последовательности «сонант + шумный согласный»: невозможно деление на слоги су + мка (во втором слоге нарушен закон восходящей звучности, т.к. м более сонорен, чем к), нужно делить сум- ка, но ко-шка (оба согласные — шумные и не различаются по звучности, поэтому их сочетание в одном слоге не препятствует тенденции к образованию открытых слогов).
Правила Р.И.Аванесова отличаются простотой, но некоторые исходные положения спорны: во-первых, противопоставление начальных слогов неначальным не очень обосновано, т.к. традиционно считается, что сочетания, возможные в начале слова, возможны и в начале слога внутри слова. В начальных же слогах сочетания сонантов с шумными встречаются — льдина, ржавый, ртуть и т. д. Само разбиение звуков на три группы по звучности не учитывает реальной звучности — в «разрешённом слоге» -шка (ко-шка) на самом деле согласный более звучен, чем , так что и здесь закон восходящей звучности нарушен.
Вторая теория слогоделения, сформулированная Л. В. Щербой, учитывает влияние ударения на слогоделение. Понимая слог как единицу, характеризующуюся единым импульсом мускульного напряжения, Щерба считает, что слогораздел проходит в месте наименьшего мускульного напряжения, а оно в последовательности СГССГ зависит от места ударного гласного: если ударным является первый гласный, то следующий за ним согласный является сильноначальным и примыкает к этому гласному, образуя закрытый слог (шап-ка, кош-ка); если же ударным является второй гласный, то оба согласных отходят к нему в связи с действием тенденции к образованию открытых слогов (ка-пкан, ко-шмар). Сонанты, однако, примыкают к предшествующему гласному, даже если он безударный (и это также сближает теории Аванесова и Щер6ы).
Однако до настоящего времени нет достаточно чётких определений фонетической сущности «импульса мускульного напряжения», лежащего в основе щербовской теории слогораздела.
«Новые» правила деления слов на слоги в русском языке (Московская школа. Литневская Е. И. Русский язык: Краткий теоретический курс для школьников. М., 2006)
Слогораздел по «новым» правилам проходит в месте наибольшего спада звучности. В любом НЕначальном слоге звучность нарастает от начала слога к его вершине. Самые звучные — это гласные, затем идут по порядку сонорные, звонкие и шумные согласные. Последний слог может быть закрытым, то есть звучность в нем нарастает и спадает.
1. В слове столько слогов, сколько гласных; два гласных не могут находиться в пределах одного слога.
Слог — это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком воздуха: во-да, на-у-ка. Согласные звуки являются неслоговыми. При произношении слова согласные звуки «тянутся» к гласным, образуя вместе с гласными слог.
2. Слог может состоять из одного звука (и тогда это обязательно гласный) или нескольких звуков (в этом случае в слоге, кроме гласного, есть согласный или группа согласных): ободок — о-бо-док; страна — стра-на; ночник — но-чник; миниатюра — ми-ни-а-тю-ра.
3. Слоги бывают открытыми и закрытыми.
• Открытый слог оканчивается на гласный звук: во-да, стра-на.• Закрытый слог оканчивается на согласный звук: сон, лай-нер.• Открытых слогов в русском языке больше. Закрытые слоги обычно наблюдаются в конце слова: но-чник (первый слог открытый, второй — закрытый), о-бо-док (первые два слога открытые, третий — закрытый).• В середине слова слог, как правило, оканчивается на гласный звук, а согласный или группа согласных, стоящих после гласного, обычно отходят к последующему слогу: но-чник, ди-ктор.• В середине слова закрытые слоги могут образовывать непарные звонкие согласные , , , , , , , , (сонорные): май-ка, Сонь-ка, со-лом-ка.
4. Иногда в слове могут писаться два согласных, а звучать один, например: изжить . Поэтому в данном случае выделяются два слога: и-зжить. Деление на части из-жить соответствует правилам переноса слова, а не делению на слоги.
То же самое можно проследить на примере глагола уезжать, в котором сочетание согласных зж звучит как один звук ; поэтому деление на слоги будет — у-е-зжать, а деление слова для переноса — уез-жать.
Особенно часто ошибки наблюдаются при выделении слогов у форм глаголов, оканчивающихся на -тся, -ться. Деление вить-ся, жмёт-ся является делением на части для переноса, а не делением на слоги, поскольку в таких формах сочетание букв тс, тьс звучит как один звук . При делении на слоги сочетания букв тс, тьс целиком отходят к последующему слогу: ви-ться, жмё-тся.
5. При сочетании нескольких согласных в середине слова:
• два одинаковых согласных обязательно отходят к последующему слогу: о-ттечь, да-нный;
• два и более согласных обычно отходят к последующему слогу: ша-пка, ра-вный. Исключение составляют сочетания согласных, в которых первым является непарный звонкий (сонорный): буквы р, рь, л, ль, м, мь, н, нь: мар-ка, зорь-ка, бул-ка, стель-ка, дам-ка, бан-ка, бань-ка. То есть если после сонорного согласного следует парный по глухости / звонкости согласный, граница слогов проходит между ними. Пример: Спар-так.
• если после й следует любой другой согласный, граница слогов проходит между ними: лай-ка, лай-нер. Дело в том, что й по звучности считается близкой к гласным.
Образование слогов
Слово состоит из звуков, причём эти звуки все разные. Самыми звучными являются гласные, которые на письме обозначаются буквами:
а, о, у, ы, и, э, е, ё, ю, я
Каждый гласный звук можно произнести на выдохе одним толчком воздуха. В силу своей звучности гласные являются слогообразующими. Они обладают способностью образовать слог в одиночку, например в начале многих слов:
- а-ир
- о-кно
- у-хо
- е-нот
- я-щик
Согласные звуки менее звучные. Они состоят из шума или из минимальной доли голоса и шума. Согласные присоединяются к гласным и вместе с ними образуют звуковой отрезок слова, который произносится на одном выдохе, — слог.
Произнесём слова по слогам:
- до-мик
- са-лат
- ру-ка
- ли-цо
- кры-са
Запомним!
Гласные являются слогообразующими в слове. Не бывает слога без гласного звука.
Не путайте открытый и закрытый слог
Открытый слог состоит из одной или нескольких букв и оканчивается на гласную.
Например:
Стра-на, Ю-ля, ка-ша.
Закрытые слоги оканчиваются на согласную букву или мягкий знак.
Например:
Кот, фрак, кар-ман.
Как правило, читать закрытые слоги детям сложнее. Чтобы упростить задачу, на первых порах можно делить слово только на открытые слоги, состоящие из одной или двух букв. С точки зрения русского языка это неверно, но такой прием поможет ребенку быстрее освоить слияние слогов и перейти к чтению слова целиком.
Кар-ман
Ка-р-ма-н
Если ребенок освоит только деление на закрытые слоги, он будет хуже понимать прочитанное.
Закрытые слоги: оз-ер-о;
Открытые слоги: о-зе-ро.
Существует множество методик чтения, одна из которых «Словолодочки». Данная методика строится на лодках — открытых слогах. Изучая сочетание согласной и гласной, ребенок начнет читать быстрее и с удовольствием.
Как правильно научить ребенка делить слова на слоги?
При обучении слогоделения малышу нужно напомнить основные правила. Он должен четко уяснить то, что слог может состоять из одного или нескольких звуков, но при этом каждый непременно включает в себя гласный. Затем можно приступать к самому процессу, используя игровой момент и специально подобранные для этого карточки со словами и слогами.
Тренироваться следует, беря сначала в качестве примера короткие слова, разнящиеся всего одной буквой – «мыло – мило», «дом-дым». Так он сможет понять разницу в звуках. Далее можно переходить к более сложным словам, но на каждом занятии нужно обязательно возвращаться назад, повторяя предыдущий материал.
Не нужно ждать от детей быстрых результатов – такие навыки приходят постепенно, но их четкое усвоение позволяет получить множество преимуществ в дальнейшем.
Так что же это такое – слог?
Как известно, каждое слово состоит из слогов, которые, в свою очередь, состоят из букв. Однако, чтобы сочетание букв было слогом, в нем обязательно должна присутствовать одна гласная, которая уже сама по себе может составлять слог. Принято считать, что слог – это самая меньшая произносимая единица речи или, проще говоря, звук/звукосочетание, произносимое за один выдох. Например, слово «я-бло-ко». Чтобы его произнести, необходимо трижды выдохнуть, а значит, это слово состоит из трех слогов.
В нашем языке один слог не может содержать более одной гласной. Поэтому сколько гласных в слове – столько и слогов. Гласные являются слоговыми звуками (создают слог), в тоже время согласные – неслоговыми (не могут образовать слог).
Полезные советы
Обучение чтению детей может стать мукой для первоклассника и его родителей. Чтобы избежать скандалов, разочарований и не отбить желание освоить грамоту, воспользуйтесь маленькими хитростями:
- Занимайтесь регулярно. Уроки, проводимые время от времени или плохо организованные, необходимого эффекта не дадут. Ребенок просто забудет всю информацию. Составьте план занятий и следуйте ему неукоснительно. Иногда делайте каникулы на пару дней.
- Учите в игровой форме. Например, собирайте из кубиков с буквами домики, возите их на грузовике, чтобы составить слоги. Без строгих правил и сидения за столом по 30–40 минут информация усвоится легко, с интересом.
- Соблюдайте последовательность обучения. План может выглядеть так: звуки – буквы – слоги – слова – предложения – тексты. Двигайтесь от простого к сложному последовательно.
- Используйте видеоуроки для занятий в домашних условиях. Этот вариант подойдет старшим дошкольникам, применяйте в целях самообразования для родителей.
- Регулярно повторяйте пройденное. Используйте для этого разные методы: распечатывайте карточки, делайте рисунки, учите загадки, песни.
-
Ищите буквы везде. Для занятий чтением не обязательно иметь под рукой книгу или кубики.
На прогулке просите малыша показать знакомые символы на доске объявлений, на ценнике в магазине, на табличках домов. Это отличный практический опыт.
- Не заставляйте читать, если малыш не хочет заниматься. Точно не стоит учить слоговому чтению детей 3–4 лет, им это не нужно и неинтересно. Дошкольников, в 6–7 лет, учить читать уже пора. Но если детсадовец не хочет, используйте разные способы мотивации для оживления интереса: собственный пример, награды за трудолюбие, похвалу.
Примеры
1. соловьиный
В этом слове имеется 4 гласных звука, которые образуют столько же слогов. В середине пишется мягкий разделительный знак. Разделим слово на четыре фонетических слога. Мягкий знак оставим после согласного, обозначенного буквой «в»:
со-ловь-и-ный
В этом слове два слога открытые, а третий и четвертый слог закрывают соответственно звонкий согласный «в» и непарный звонкий согласный, обозначенный буквой «й».
В соответствии с этим делением на слоги переносим это слово с одной строки на другую тремя способами:
- со-ловьиный
- соловь-иный
- соловьи-ный
2. участие
В этом слове укажем 4 гласных звука, которые организуют четыре фонетических слога:
у-ча-сти-е
Все слоги открытые. Первый и последний слог образуют гласные самостоятельно. Третий слог составляет гласный с шумными согласными.
В соответствии с этим фонетическим слогоделением слово перенести нельзя, так как одна буква, даже составляющая слог, не остается на строке и не переносится на следующую. Присоединим их к последующему и предыдущему слогу и получим правильный вариант переноса слова по слогам:
уча-стие
Скачать статью: PDF
Рубинчик Людмила Ивановна
Как научить ребенка делить слова на слоги?
Для начала выучите с ребенком алфавит. В этом помогут книжки с яркими картинками, кубики. Доски, на которых можно закреплять разноцветные буквы.
Затем объясните, что существуют гласные и согласные звуки. Гласные произносятся долго и звонко. Согласные — коротко и глухо. Расскажите малышу, что дольше всех тянется ударный слог.
Произнесите вслух несколько простых слов и попросите ребенка определить, какой звук находится под ударением. Выбирайте существительные, с которыми малыш хорошо знаком. Для тренировки подойдут слова: «мыло», «вода», «рука», «нога», «лицо», «тело».
Объясните, что количество гласных соответствует числу слогов. Если ребенок уже умеет считать, попробуйте вместе с ним выяснить, сколько гласных в этих словах: «морковь», «лук», «тарелка», «капуста», «игрушка», «телевизор».
Познакомив ребенка с основами, переходите к игровым упражнениям.
Сделайте карточки, на которых будут написаны слоги на каждую согласную букву алфавита. Для того чтобы систематизировать методику, располагайте сочетания согласных и гласных в одном порядке на каждой карточке. Например: «ма, мя, мы, ми, мо, мё, му, мю».
Дайте ребенку карточку, пусть он смотрит на слоги, пока вы зачитываете их вслух, и повторяет. Это упражнение поможет развить визуальную память. Со временем ребенок сможет узнавать слоги и выговаривать их без вашей помощи.
Сделайте таблички, на которых будут написаны сочетания букв. Попросите ребенка составить из них слово и прочитать его. Для начала предложите ему карточки со слогами «ма», «па». Пусть малыш составит хорошо знакомые ему слова: «мама» и «папа».
Научиться читать по слогам ребенку помогут игровые кубики, на которых нарисованы сочетания гласных и согласных звуков. Наборы магнитных букв.
Старайтесь придумывать для малыша различные игры, чтобы подогревать интерес. Например, предложите ему отправить одну букву в гости к другой и посмотреть, что получилось.
Игры для ознакомления детей со слогами
Поиграйте с ребёнком в такие простые игры:
«Друзья». Используйте для этой игры вырезанные из бумаги карточки с буквами или магнитную азбуку. Расскажите, что буквы ищут своих друзей, а когда находят, обнимаются. Покажите, как навстречу друг к другу бегут буквы «Н» и «А», как они обнимаются. Произнесите при этом слог «НА». Покажите другие примеры. Помогите ребёнку самому составить пары из букв (слоги).
«Найди друзей»
Когда гуляете с ребёнком, обращайте внимание на афиши, рекламные объявления, вывески. Ищите буквы, которые дружат
Пусть малыш учится находить как можно больше слогов.
«Перестановка». Учитесь менять слоги местами в словах так, чтоб получались новые слова. Сразу при обучении этой игре используйте наглядные материалы: слоги, написанные на бумаге или выложенные из магнитной азбуки. Со временем можно учить ребёнка проделывать задание на слух. Примеры слов: сос-на, бан-ка, вес-на, ни-тка, ши-на, ло-жа, чай-ка, ра-но, сы-ро, ска-ла, ды-ра, лы-жи.
«Фантазёры». Игра для тех, кто уже хорошо усвоил понятие слога. Ребёнок должен сам придумывать слова, содержащие столько слогов, сколько скажет (покажет с помощью пальцев, магнитных цифр, палочек, прохлопает, простучит и т. д.) взрослый.
«Путаница». Для этой игры подготовьте заранее карточки с напечатанным и написанными на них слогами. С их помощью выкладывайте слова, но слоги меняйте местами (ло-мо-ко — молоко, рень-ва-е — варенье, ла-пи — пила и т.п.). Пусть сын или дочь догадается, в каком порядке их следует расставить. Со временем можно учиться проделывать это упражнение на слух.
«Новичок». Называете пары слов, отличающиеся друг от друга каким-то слогом. Ребёнок должен определить, какой слог появился или изменился во втором слове. Например: рука — ру-баш-ка, корка — кор-зин-ка, розы — мо-розы, мушка — кор-мушка, ребёнок — же-ребёнок.
«Старые» правила деления на слоги. Ленинградская школа Щерба Л.В
1. Слова делятся на слоги. В слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков.
2. Звук й не образует слога, его нельзя отрывать от предшествующей гласной. Пример: лей-ка, май-ка, пой-те, строй-ка.
3. Нельзя отрывать буквы ь и ъ от предшествующей согласной. Пример: сядь-те, силь-ный, крыль-цо, подъ-езд.
4. Нельзя отделять согласную от следующей за ней гласной. Надо делить слова на слоги так: кар-тин-ка, ре-бя-та, ка-лит-ка, ла-герь.
5. Если в слове стоит 2 согласные подряд, слогораздел проходит между ними. Если более 2 согласных подряд, слогораздел идет фактически так, как удобнее произносить. Примеры: праз — дник, солн-це.